Каменная мозаика Элементы декора История мебельного искусства Голландская мебель рококо стиль ампир Мебель русского ампира Ранняя колониальная мебель

Стиль Людовика XVI предполагал создание мебели с овальными резными спинками и прямыми узкими ножками, которые по всей длине украшались вырезанными канавками. Здесь же нашлось место и для цветной деревянной мебели с позолотой, и для инкрустированной мебели, а также для мебели из экзотических пород дерева, которую покрывали лаком.

Крупнейшим художником и законодателем мод этой эпохи был знаменитый Луи Давид. Живописец, работавший в строгом стиле классицизма, он прославился и своими образцами мебели; созданные им новые формы мебели оказали заметное влияние на мебельное искусство.

Стиль ампир в наиболее чистом виде проявился в интерьерах загородных резиденций, возводившихся для первого консула, позднее — императора. Отделка апартаментов велась по проектам парижских архитекторов Пьера Фонтена и Шарля Персье. Их и можно считать создателями стиля ампир. Как только схлынула волна революции, в Париж снова устремились художники из различных уголков Европы. Новый стиль, едва возникнув, быстро становится международным.

Характерно, что правители и аристократическая верхушка европейских держав, для которых еще недавно образцом и примером служили французские «королевские стили», теперь с неменьшим рвением покровительствуют стилю, совершенно иному по духу. В отличие от предыдущих стилей ампир носил откровенно космополитический характер; присущая ему строгая регламентированность форм практически исключала возможность создания местных, национальных школ.

Во всяком случае, эта бурная эпоха своеобразно использовала формальный язык классицизма для выражения различных по социальной направленности настроений и вкусов. На первом этапе классицизм был стилем автократии; позднее те же формы, хотя и более строгие, служили радикальным идеям революции (стиль директории); и наконец, тщательно отшлифованные классицистические формы с успехом используются для окружения ореолом величия власти могущественного тирана (ампир).

Широкому распространению нового стиля в значительной мере способствовал изданный Персье и Фонтеном в 1801 году альбом с проектами мебели и интерьеров под названием «Recueil de decorations intérieurs comprenant tout ce qui a rapport a rameublement» (в 1812 году вышел вторым изданием). Эти проекты интересны, помимо прочего, тем, что в них широко использованы мотивы древнеегипетского прикладного искусства. Сборники с рисунками образцовых предметов мебели выпускали и другие крупные французские мастера. Мебельные формы в стиле ампир распространились по всей Европе. Особенно красивой и своеобразной была русская разновидность ампира.

Мебель в стиле рококо получила развитие во Франции в начале XVIII в. Эта мебель отделывалась асимметричными орнаментами с мотивами в виде цветов, раковин, завитков.