Каменная мозаика Элементы декора История мебельного искусства Голландская мебель рококо стиль ампир Мебель русского ампира Ранняя колониальная мебель

Стиль Людовика XVI предполагал создание мебели с овальными резными спинками и прямыми узкими ножками, которые по всей длине украшались вырезанными канавками. Здесь же нашлось место и для цветной деревянной мебели с позолотой, и для инкрустированной мебели, а также для мебели из экзотических пород дерева, которую покрывали лаком.

Красное дерево по-прежнему остается ведущим материалом; однако все шире используются и другие светлые породы, например, атласное дерево. Не случайно этот период в английском мебельном искусстве называют и «the age of satinwood», т. е. «периодом атласного дерева».

В 1802—1803 годах, незадолго до своей смерти (1804), Шератон издал еще один альбом с проектами мебели, снабженный довольно длинным названием: «The cabinet dictionary containing an exploration of all the terms used in the chair and upholstery branches, etc.»

Многое из достигнутого крупными мастерами-классицистами Адамом, Хэпл- уайтом и Шератоном прочно вошло в арсенал форм английской буржуазной мебели. Однако уже в поздних работах Шератона и на страницах издававшихся в первом десятилетии XIX века журналов, посвященных мебели, появляются первые признаки назревающей перемены вкусов: прямая ножка снова начинает вытесняться гнутой. На смену классицизму зарождается новой стиль — бидермейер, главные этапы развития которого в Англии приходятся на период регентства (1810—1820) и годы правления короля Георга IV (1820—1830). Французский ампир в Англии не привился, за исключением разве что интерьеров отдельных дворцов и вилл английской знати.

XVIII век был великим столетием и в истории английской художественной мебели. Хотя английский двор ни страстью к роскоши и великолепию, ни влиянием на искусство не мог сравниться с французским, этапы развития английской мебели XVIII века при желании тоже можно подразделить в соответствии с принципом периодизации «по королям» (королева Анна, 1702— 1714; Георг I, 1714—1727: барокко; Георг II, 1727—1760: рококо; Георг III, 1760—1820: классицизм). Однако сменяющие друг друга стили английской мебели «великого столетия» удобнее и оправданнее увязывать с именами ее истинных творцов: Чиппендейла, Адама, Хэплуайта, Шератона.

В Германии стиль рококо пустил столь глубокие корни, что в отдельных областях он продолжал цвести еще в XIX веке. В самой Франции рококо относительно долго — до начала XIX века — продержалось лишь в ряде провинций, в частности — в Нормандии. Во Франции классицизм (стиль Людовика XVI), раз возникнув, очень быстро становится господствующим стилем, тогда как в немецком прикладном искусстве новые, более строгие и холодные формы прививались лишь с большим трудом. Сложившейся, в конце концов, в Германии разновидности классицизма присущи простые, даже упрощенные формы, не идущие ни в какое сравнение с изысканными, рафинированными формами французского классицизма. Немецкая классицистическая мебель проникнута духом пуританства, вместе с тем в ее формах прочно удерживаются такие типично барочные элементы, как изогнутые карнизы, срезанные углы.

Мебель в стиле рококо получила развитие во Франции в начале XVIII в. Эта мебель отделывалась асимметричными орнаментами с мотивами в виде цветов, раковин, завитков.