Каменная мозаика Элементы декора История мебельного искусства Голландская мебель рококо стиль ампир Мебель русского ампира Ранняя колониальная мебель

В конце XIX века возникло новое художественное направление, в России оно получило название "модерн". Оно характеризуется плавностью линий, шедшей от природных форм растений. В последующих статьях мы более подробно рассмотрим эти и более современные мебельные стили.

Классицизирующее направление, эволюционировавшее от стиля Людовика XVI к стилю Директории и затем к ампиру, почти на полстолетия предопределило характер развития французского декоративно-прикладного искусства.

В Англии законодателем классического вкуса был архитектор Роберт Адам, много и успешно работавший в области интерьера. Сборник с его проектами мебели и архитектурно-декоративного оформления внутреннего пространства помещений, изданный в 1776 году, сыграл значительную роль в деле популяризации «античного гротескного стиля» и вытеснения из английской мебели форм рококо, столь прочно ассоциирующихся с деятельностью Чиппендейла. В основу проектов Адама легли оригинально интерпретированные классические формы; много внимания в них уделено и античному орнаменту (декоративные мотивы римской архитектуры, арабески Помпеи).

От стиля Людовика XVI английский классицизм отличает разве что большая строгость в следовании античным образцам. Свойственная классицистическим формам прямолинейность в проектах Адама носит более выраженный характер, чем у итальянских и французских архитекторов, под влиянием которых он находился. С творчеством Адама связано обогащение английских мебельных форм рядом новых элементов, переход на светлые породы дерева, в декоре — оперирование инкрустацией, росписью, лепными узорами. Особенно богато и разнообразно оформляются стены и потолки помещений.

Мебелью Адама обставлялись дворцы английской аристократии и особняки разбогатевшей торгово-промышленной буржуазии. Четкость контуров, экономная профилировка деталей, прямые, сужающиеся книзу ножки, выдержанная в низком рельефе резьба — таковы характерные особенности мебели, производившейся в мастерской Адама.

В декоре наиболее популярными мотивами были гротески, фестоны, цветочные гирлянды, овальные розетки, фавны, купидоны, сфинксы, бараньи головы, мифологические сюжеты. Характерно английскими можно считать мотив пальмовой ветви и карниз, обработанный каннелюрами.

Среди изделий мебели, изготовленных по проектам Адама, выделяются позолоченные или раскрашенные консоли, комоды, кабинеты, застекленные шкафы.

Появляется новый тип мебели — диваны, причем различных форм: двусторонние, угловые, круглые и даже с цветочной корзиной по центру. Разграничение пространства помещения производилось с помощью специальных ширм.