Каменная мозаика Элементы декора История мебельного искусства Голландская мебель рококо стиль ампир Мебель русского ампира Ранняя колониальная мебель

В конце XIX века возникло новое художественное направление, в России оно получило название "модерн". Оно характеризуется плавностью линий, шедшей от природных форм растений. В последующих статьях мы более подробно рассмотрим эти и более современные мебельные стили.

Английский классицизм

494. Полукруглый в плане комод. 495. Кресло, мотив складной (курульной) формы. 496. Кресло с плетеной спинкой, окрашенное в белый цвет. 497. Стул античной формы. 498. Кресло с овальной спинкой, украшенной мотивом розетки. 499. Диван антикизирую- щей (римской) формы. 500. Диван (settee). 1780 г. 501. Кресло; характерная форма ножек и опор локотников в виде львиных лап и грифонов. 502. Консоль. 503. Кресло с овальной спинкой. 504. Жардиньерка,украшенная бараньими головами. 505. Сервант (sideboard). Вторая пол. XVTII в. 506. Деталь спинки стула. 507. Мотив декоративного убранства мебели братьев Адамов (по рисунку Перголези) В мебели для сидения роль резного элемента все еще велика. Богатая обивка, позолота, строгие формы придают ей торжественный, холодный вид.

Наиболее характерными образцами переходного стиля (от позднего рококо к стилю Людовика XVI) являются произведения Ризенера, созданные им около 1770 года. Ризенер прославился более всего своими бюро с цилиндрической крышкой (487), исполненными в красном дереве и украшенными тончайшим набором маркетри. От гнутых ножек и царг своих прежних работ он перешел к ровным, строго члененным поверхностям, от бронзовой пластики — к декоративным фризам, выполненным в технике маркетри.

В новой мебели бронза оттесняется на опорные элементы и обрамления, карнизы профилируются по античному образцу. Иногда, особенно в дорогих изделиях, в центр филенки помещается четырехугольной или овальной формы накладная деталь из золоченой бронзы. В орнаменте преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужника, фестоны, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, лист аканта. Нередко употребляются и цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.

Одним из важнейших предметов обстановки был секретер с приподнятым на высокие ножки кубическим корпусом (485). Среди изящных комодов, выполненных в новом стиле, немало настоящих шедевров мебельного искусства. Иногда комоды надстраивали полками (commode-etagere). Прямая линия доминирует и в формах небольшого женского письменного стола (bonheur du jour). Изящнее всего отделывались столы, особенно круглые, как правило, рабочие столики на трех ножках, связанных полочного типа проножками. Очень характерной мебельной формой было и уже упоминавшееся бюро с цилиндрической крышкой.

Столики-консоли, ширмы, часы, различные подставки (491) украшались тонкой резьбой, цветочными гирляндами,аллегориями. Деревянные части предметов мебели для сидения и лежания обрабатывались резьбой низкого рельефа, позолотой или белым лаком (486, 488, 489, 492, 493). Обивочные материалы — гобелен, шелковые ткани с цветочным орнаментом и др. Наиболее часто используется красное дерево, идущее главным образом на фанеровку предметов. Филенки красного дерева инкрустируются наборами из различных цветных, нередко экзотических пород дерева (сатиновое, розовое и др.). Обрамления часто выполняются породами более темных оттенков (туя, палисандр, черное дерево). Многие изделия Ризенера украшены нарядными маркетри, набранными кусочками светлых и темных пород дерева. Отделка цветным лаком в сочетании с золоченой бронзой встречается и в мебели стиля Людовика XVI. Стулья нередко сплошь золотятся. Очень пикантное впечатление производят предметы, окрашенные белым лаком и кое- где тронутые позолотой.

Появляется новый тип мебели — диваны, причем различных форм: двусторонние, угловые, круглые и даже с цветочной корзиной по центру. Разграничение пространства помещения производилось с помощью специальных ширм.