Каменная мозаика Элементы декора История мебельного искусства Голландская мебель рококо стиль ампир Мебель русского ампира Ранняя колониальная мебель

В конце XIX века возникло новое художественное направление, в России оно получило название "модерн". Оно характеризуется плавностью линий, шедшей от природных форм растений. В последующих статьях мы более подробно рассмотрим эти и более современные мебельные стили.

В Италии самые красивые изделия художественной мебели стиля рококо были созданы в Венеции. В них рококо предстает во всем своем декоративном великолепии. В убранстве мебели наряду с обильной резьбой почти на всем протяжении века прочно удерживает свои позиции и традиционная итальянская интарсия. Одним из известнейших мастеров искусства интарсии этого времени был Пьетро Пиффетти (1700—1777). В XVIII столетии венецианские мастера наладили производство знаменитой лаковой мебели, вытеснившей китайские образцы и содействовавшей выработке более самостоятельного, отмеченного чертами национального своеобразия фигурно-орнаментального декора (цветочные орнаменты, пейзажные мотивы, фигурные композиции). Для итальянского рококо типичны пышность форм и подчеркнуто живописный характер декоративного убранства.

В Англии художественная мебель стиля рококо неразрывно связана с именем выдающегося мебельного мастераТомаса Чиппендейла (1718—1779). Чиппендейл вначале был резчиком по дереву; увлекшись около 1735 года мебельным делом, он скоро становится ведущим мебельщиком эпохи, прославившись и как мастер-практик, и как автор многочисленных проектов мебели. Стиль произведений Чиппендейла представляет собой своеобразное сочетание французского рококо с формальными элементами английской мебели первой трети XVIII века, с готическими и восточноазиатскими (китайскими) мотивами.

В 1754 году Томас Чиппендейл издал альбом образцов своей мебели под названием «The Gentlemans and Cabinetmakers Director», оказавший большое влияние на мебельное искусство не только Англии, но и континентальной Европы, а также английских владений по ту сторону Атлантики. В продукции, вышедшей из мастерской Чиппендейла, особое место занимают бесконечно варьируемые формы мебели для сидения. Формы устоев самых ранних образцов, датируемых серединой тридцатых годов, обнаруживают еще черты переходного стиля; это традиционные плавно изогнутые ножки с широкой лобовой частью и орлиными когтями, сжимающими шар (Cabriol-legs) (476, 480). Влияние французского рокайля впервые дает себя почувствовать в резных ажурных спинках (473, 478). Кресло, в современном понимании этой мебельной формы, получает почти полную степень завершенности именно в этот период, в середине XVIII столетия. Сиденья имеют трапециевидную форму, ножки прямые (473, 484) либо слегка изогнутые и обработанные резьбой (480, 481). Формы спинок отличаются большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадываются выразительные силуэты скрипки или высокой стройной вазы; с неисчерпаемой выдумкой варьируются ленточные орнаменты, трельяжи, орнаменты, образованные комбинацией С-образных элементов, и др. (473, 476, 477, 478, 480). В мастерской Чиппендейла изготавливались и кресла, очень близкие к французским образцам (482), а также красивые экземпляры т. н. крылатого кресла (481).

Появляется новый тип мебели — диваны, причем различных форм: двусторонние, угловые, круглые и даже с цветочной корзиной по центру. Разграничение пространства помещения производилось с помощью специальных ширм.