Каменная мозаика Элементы декора История мебельного искусства Голландская мебель рококо стиль ампир Мебель русского ампира Ранняя колониальная мебель

Мебельный стиль «модерн», с его плавными линиями, заимствованными у растений, воцарился в России в конце XIX века. Но это продолжалось недолго. Уже в начале XX века «модерн» начинает сменяться «конструктивизмом». В основе этого стиля мебели была заложена эстетика рациональности и целесообразности, без декоративной романтики «модерна».

463. Платяной шкаф из ореха, украшенный золоченой резьбой. Вена. 464. Резное кресло работы южнонемецкого мастера. 465. Буфет с застекленной верхней частью, исполненный из полированного ореха. Вена. 466. Стул ореховый. Вена. 467. Крылатое кресло, рубленое из ореха, и скамеечка для ног. Вена. 468. Консольный столик. 469. Секретер ореховый, украшенный интарсией. Вена. 470. Диван ореховой работы, украшенный мотивами ро- кайля. 471. Столик для игры; внутренняя поверхность столешницы отделана инкрустацией в виде шахматной доски важнейших, актуальных предметов обстановки в эту эпоху были представительные шкафы-бюро и письменные столы (454, 456).

Поверхности этих шкафов-бюро были сильно изогнутыми, особенно в нижней, «комодной» части; углы срезались под углом 45 градусов, для придания предмету большей выразительности вводились карнизы, тоже, как правило, энергично изогнутые. Для декоративного убранства мебели характерно умеренное использование резного орнамента в стиле рокайль. Резьбе по дереву вообще отводится скромное место, а в бронзе, как правило, исполняются лишь детали лицевой фурнитуры (ручки дверок, щитки замочных скважин). Широкое распространение получают в это время и буфеты, по конструкции несколько напоминающие шкафы-бюро (465). Верхняя часть такого шкафа решалась в виде застекленной витрины, на полках которой расставлялась фарфоровая посуда. Самые красивые посудные шкафы такого типа производились в Вюрцбурге и Майнце.

В Аугсбурге для прусского двора изготавливалась мебель из серебра либо богато обработанная серебряными накладками. Значительными центрами мебельного производства были и города Люттих и Ахен. Влияние мебельных форм, выработанных в этих городах, прослеживается во всей прирейн- ской области до самого Кёльна.

Орнамент немецкого рококо отличается выразительностью и красочностью. В Баварии и Австрии особенно популярна была ярко расписанная и украшенная резьбой по дереву мебель. Самые красивые образцы этой мебели представлены крестьянскими шкафами.

Интересная разновидность рококо сложилась в австрийских провинциях, особенно при венском дворе в период правления императрицы Марии Тере- зии (1740 — 1780). Этот стиль, отмеченный печатью местного своеобразия, обычно именуют «стилем Марии Терезии».

Австрийская позднебарочная (рококо) мебель в целом развивается скорее в русле бюргерской разновидности стиля. В построении предметов продолжает соблюдаться, хотя и не очень строго, принцип архитектоничности. Они исполняются в технике фанеровки, с живыми, хотя и не сильно изогнутыми поверхностями. В декоре преобладают различные виды инкрустации, тогда как резьбе по дереву отводится очень скромное место. Формы предметов широкие, выразительные, по-домашнему уютные. Они имеют уже мало общего с аристократической репрезентативной мебелью, а свойственный им умеренный, бюргерский характер является следующим шагом на пути к мебельным формам, свободным от влияния архитектуры и в полной мере отвечающим своему назначению. Однако на данном этапе формы австрийской мебели также все еще перегружены элементами различных исторических стилей.

К числу интереснейших мебельных форм венского рококо принадлежит большой платяной шкаф с двумя дверцами, с богато профилированным карнизом, срезанными углами и изящным по рисунку ленточным обрамлением филенок (463).

Теперь каждое помещение рекомендуется оформлять в строго определенном стиле или «во вкусах», как тогда говорили, - в греческом, итальянском, римском, голландском, китайском, готическом или венецианском. Округлая мягкая мебель укрупняется, как и другие предметы интерьера.