Каменная мозаика Элементы декора История мебельного искусства Голландская мебель рококо стиль ампир Мебель русского ампира Ранняя колониальная мебель

Мебельный стиль «модерн», с его плавными линиями, заимствованными у растений, воцарился в России в конце XIX века. Но это продолжалось недолго. Уже в начале XX века «модерн» начинает сменяться «конструктивизмом». В основе этого стиля мебели была заложена эстетика рациональности и целесообразности, без декоративной романтики «модерна».

Французское рококо (Людовик XV)

442. Комод. 443. Стол (bureau plat) работы Ш. Крессана. 444. Комод, украшенный.интар- сией и накладками из золоченой бронзы. 445. Диван с шелковой обивкой. Середина XVIII в. 446. Мягкое кресло, обитое гобеленом. 447. Стул. 448. Жирандоль, позолоченная бронза. 449. Мягкое кресло (бержер) с позолоченными резными деталями. 450. Детали оформления резного кресла. 451. Письменный стол с ящичками вдоль задней стороны столешницы. 452. а) часть дивана; б) кушетка. 453. Мотив рокайли Что же касается высокого секретера, то он является продуктом рациональной, практичной комбинации комода, письменного стола и кабинета. (Выходит, что уже и тогда была «комбинированная мебель»!) В эту эпоху грез и мечтаний широко распространился обычай обмениваться сентиментальными письмами, писать мемуары. Эта-то эпистолярная продукция и хранилась в потайных ящичках секретеров. Однако в обиход входит и более рациональный письменный стол (451). Формы и декор предметов корпусной мебели имеют тот же характер, что и в мебели для сидения: волнистые контуры, гнутые ножки, прихотливые орнаменты в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и обилие золоченой бронзы (443). Для фанеровки используются преимущественно светлые экзотические породы.

Мебель рококо строится на полном отказе от принципа архитектоничности со свойственным ему подчеркиванием автономности отдельных элементов конструкции. Теперь детали растворяются в общем объеме предметов, словно отлитых из некой пластичной массы (455, 461). В отдельных комодах линии конструкции исчезают, а границы ящиков полностью замаскированы стелющимся по поверхности предмета орнаментом (442).

Теперь каждое помещение рекомендуется оформлять в строго определенном стиле или «во вкусах», как тогда говорили, - в греческом, итальянском, римском, голландском, китайском, готическом или венецианском. Округлая мягкая мебель укрупняется, как и другие предметы интерьера.