Каменная мозаика Элементы декора История мебельного искусства Голландская мебель рококо стиль ампир Мебель русского ампира Ранняя колониальная мебель

На смену «ампиру» в конце 20-х годов XIX века приходит готический стиль или «готика». Рыцарские романы Вальтера Скотта вдохновляли тогдашних декораторов, и в дизайнах интерьеров того времени начинают превалировать яркие ткани, декоративная бронза, готические орнаменты и цветные витражи.

376. Шкаф. 377. Стул. Амстердам. Ок. 1690 г. 378. Буфет. Вторая пол. XVIII в. 379, 380. Мотивы декоративной резьбы. 381. Кресло 382. Столик китайской лаковой работы. 383. Стул. Ок. 1680 г, .(Париж, Музей Клюни). 384. Комод ореховый, с волнообразно изогнутой передней стенкой. 385. Раннебарочное кресло с витыми ножками. 386. Комод


С его именем связаны известные по всему миру и ревниво хранимые в музейных собраниях изделия мебели в т. н. «стиле Буль» (364, 374). Они фанерованы черным деревом и богато украшены бронзовыми накладками и маркетри, набранными пластинками черепахи, олова, позолоченной меди, кости и пр. Формы этой мебели несколько тяжеловаты, контуры прямолинейны, прямоугольные в сечении ножки книзу сужаются, завершения и цоколи решены строго. Ведущий элемент орнаментики — крупные, симметричные мотивы стилизованной лозы. Произведения Буля производят впечатление строгой величавости; это крупные шкафы, комоды, консоли, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др. Мастера, следовавшие приемам Буля, по характеру материала, которым они пользовались, были названы чернодеревцами; чернодеревцы работали в тесном сотрудничестве с маркетерами и бронзовщиками. Буль, так же, как до него Куччи (1664—1673), сам выполнял все работы, связанные с изготовлением и отделкой мебели. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие.

В эпоху Людовика XIV парадный интерьер в основе своей носит явно ренессансный характер. Стены украшаются лепными узорами или резным деревом, обтягиваются дорогими тканями, завешиваются гобеленами. В цветовой гамме преобладает сочетание белого с золотом. Величественность форм, некоторый произвол в использовании элементов ордерной архитектуры, обильная, но органически связанная с мебельными формами декорировка — таковы основные особенности стиля Людовика XIV. На развитие мебельного искусства Франции большое влияние оказали рисунки образцовых предметов мебели, авторами которых были многие видные художники и мастера-мебельщики (Маро, Лепотр, Лебрен, Каффиери, Оппе- нордт, Буль и др.). Для мебели в целом характерно сосуществование некоторой классицизирующей скованности форм с роскошной отделкой деталей и исключительно развитой орнаментикой.

В эпоху барокко наиболее богато убранным предметом обстановки является кровать. В соответствии с придворным этикетом спальня играла роль приемной: гостей принимали или лежа в кровати, или во время сложной процедуры одевания. Кровать постепенно приобретает форму некоего шатра, сооруженного из пышных занавесей и драпировок, почти полностью скрывающих деревянные элементы. Кресла теперь имеют прямые, простые по очертанию спинки, обитые гобеленом (370), а стулья нередко покрываются позолотой.

К этому времени относится появление и одной из важнейших мебельных форм XVIII столетия — комода с выдвижными ящиками. Толчком для производства декоративных комодов и письменных столов (362, 364, 366) послужили главным образом проекты Берена, появившиеся около 1700 года. Столы и консоли исполнялись с покрытыми богатой, тонкой резьбой ножками и царгами и динамичными проножками

Ампирная мебель все еще преобладает в тот период, но уже видоизменяется — приобретает округлые формы, становится более комфортной, удобной. Все эти нововведения содействуют формированию мебельного стиля «бидермейер», который максимально соответствует представлениям нарождающейся буржуазии о бытовом уюте.