Ар Нуво Абстрактное искусство Баухауз Дизайнерские школы Музей мебели 19-20 веков Живопись

Ведь античные традиции ещё сохраняли свою силу, и икона Богоматери с Младенцем, где тела объёмны почти до осязаемости и чувственнокрасивы, в VI в. скорее напоминала бы портрет какой-нибудь знатной красавицы. В то время иконы писались в основном восковыми расплавленными красками в технике энкаустики (от греч. «энкайо» - «выжигаю»), создававшей блестящую, жирную, реально осязаемую поверхность.

Художественный авангард в Европе начала XX в.

Кубизм

Изобретателем кубизма считают Пикассо. Но кубизм не является изобретением отдельной личности. Это скорее выражение поиска многих художников. Его появление было созвучно своему времени. З. Гидион в своем известном труде "Пространство, время, архитектура" пишет, что в современной физике пространство представляют себе относительно движущейся исходной точки, а не как абсолютную и неподвижную основу барочной системы Ньютона. Трехмерное пространство эпохи Возрождения - это пространство геометрии Евклида. Но уже около 1930 г. была создана новая геометрия, в ней применяется более трех измерений. Развиваясь, сегодня геометрия достигла такой стадии, когда математики имеют дело с такими величинами и такими измерениями пространства, которые нельзя себе представить наглядно. Подобно ученому, художник осознал, что простые классические концепции пространства и объема ограничены и односторонни.

Кубисты не стремились воспроизвести внешность вещей с одной-единственной позиции; они обходят их кругом, пытаясь осознать их внутреннее строение, они пытались расширить пределы оптического видения. Кубисты рассматривают предметы как бы относительно, т.е. с нескольких точек зрения, из которых ни одна не имеет преимущественного значения. Разлагая таким образом предметы, кубист видит их одновременно со всех сторон сверху и снизу, изнутри и снаружи. К трем измерениям пространства Возрождения кубизм добавил четвертое время. Хрустальный Дворец (интерьер с видом на север). 1851 г. Лондон. Вновь возведен в 1852 г. в Сайденхеме; погиб в 1936 г. (литография Джозефа Нэша). Музей Виктории и Альберта. Лондон

К 1910 году кубизм прочно сформировался в стилевое направление. К Пикассо присоединился ряд художников, одним из которых был Жорж Брак (1882-1963 гг.). Они вместе положили начало следующей стадии кубизма, известной под именами "синтетический" или "коллажный" кубизм, от французского слова "Collage"- техника склеивания. Пикассо и Брак создавали натюрморты, почти полностью составленные из приклеенных кусочков разных материалов, с последующим приданием композиции завершенности всего несколькими линиями. Они создают композиции из веревок, кусков дерева и листов железа, словом из всего, что пробуждало их фантазию. Этот новый стиль изменил сам процесс творчества. Вместо того чтобы лепить или высекать, как это было принято у скульпторов, кубисты работают с инструментами кузнеца и жестянщика. Концепция, содержание, смысл берут верх над индивидуальным мастерством ремесленника. Радикальность позиций Брака и Пикассо имела большой резонанс. Их эксперименты продолжили многие художники-кубисты.

Шедевром архитектурной мысли Анфимия и Исидора стала гигантская полусфера главного купола Софии Константинопольской. Она поддерживается пространственным «скелетом» хитросплетённых многочисленных арок и сводов, несущим основную нагрузку. В направлении с запада на восток распор гасится таким образом: к центральному куполу примыкают с двух сторон два больших полукупола, а к ним в свою очередь - меньшие полукупола.