Абстрактное искусство

Мощный центр сопротивления иконоборчеству сложился в Дамаске — араб­ском городе, где на службе у арабского халифа (правителя) находился знатный и образованный христианин Иоанн-Мансур, впоследствии получивший прозвище Дамаскин. Возражая иконоборцам, он разработал теорию священного образа.

Художественный авангард в Европе начала XX в.

Кандинский Василий Васильевич (1866-1944 гг.).

Живописец, график, теоретик, педагог, один из величайших художников XX в. Пионер абстрактной живописи. После окончания юридического факультета Московского университета отказывается от университетской карьеры и неожиданно уезжает в Мюнхен (1896) для изучения искусства в Мюнхенской академии художеств. 1904-1907 гг. изучает европейскую культуру, путешествуя по Италии, Франции, Голландии и Германии. В 1910-1914 гг. создает серию работ, среди которых особое значение имеют "Композиции", в которых художник достиг абсолютного господства цвета. В1911 г. вместе с Францем Марком основывают в Мюнхене группу "Синий всадник" (Der blauer Reiter). В этом же году выходит его капитальный трактат "О духовном в искусстве". С1918г. - член художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, преподает во ВХУТЕМАСе. В 1922г. по приглашению Гропиуса становится профессором и заместителем директора Баухауза.

Василий Кандинский. Эскиз I к "Композиции VII", 1913 г.

Раскачивание, 1925 г.

Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока её не принимают на себя специальные колонные пилоны, завершающие опорный «скелет» постройки. Вошедшим в храм казалось, что его огромный купол не имеет реальной опоры, а подвешен на золотой цепи, спущенной с неба. Этот эффект объяснялся тем, что мощные устои скрыты от глаз: они зрительно включены в состав нижней и верхней аркады центрального нефа и выглядят просто мраморными стенками, завершающими ряды колонн.