Абстрактное искусство Художественный авангард в Европе начала XX в.

Математика
Исследовать систему уравнений Ряды
Вычислить определитель
Векторная алгебра
Дифференциальные уравнения, вычислить интеграл
Вычисление обратной матрицы
Изменить порядок интегрирования
Вычисление производной порядок интегрирования
Метод интегрирования по частям
Интегралы вычисление площади и обьема
Тройной интеграл
Дизайн
Первые всемирные
промышленные выставки
Живопись
Ар Нуво как стиль
Абстрактное искусство
Художественный факультет
Баухауз
Вальтер Гропиус
ВХУТЕМАС
Дисциплина "Цвет"
Дисциплина"Объем"
Студенческие работы
Дизайнерские школы
Дизайн интерьера
Мебель как часть интерьера
Архитектурные формы и стили
История мебельного искусства
Мебель 19 века
Музей мебели 19-20 веков
Информатика
Цифровая система передачи
Концепция организации локальных сетей
Электротехника
Лабораторные работы
Исследование полупроводниковых выпрямителей
Расчет электрической цепи
Начертательная геометрия
Порядок выполнения основной надписи
Построение касательных к двум окружностям
Лекальные кривые
Центральное проецирование
Аксонометрическая проекция
Параллельные прямые
Условие видимости на чертеже
Построение теней
Тени цилиндра
Тени конуса
Линии и поверхности
Поверхности винтовые
Взаимное пересечение поверхностей
Разверка поверхностей
Физика
Курс лекций по физике
Шкала электpомагнитных волн
Интеpфеpенция света
Тепловое (чеpное) излучение.
Фотонная теоpия света
Лазеp с pабочим веществом в виде
смеси неона с гелием
Спектpы ренгеновских лучей
Ядеpные pеакции
Цепная pеакция
Реакторы
Теpмоядеpные pеакции
Теpмоpеактоp типа "Токамак"
 

Рождение абстрактного искусства

Промышленная революция подорвала старый порядок. На заре нового века все прежние истины в области человеческих знаний, практической деятельности, культуры подверглись кардинальному пересмотру. Потребность в политических и социальных реформах привела к созданию левых партий, революции в России (1917 г.) и Германии (1918 г.). Произошли беспрецедентные открытия в науке и изобретения в технике. Теория относительности Эйнштейна, беспроволочный телеграф Маркони, бензиновый автомобиль Венца, воздушные полеты братьев Райт, конвейер Форда, кинематограф. Странное существо получеловек-полумашина Эпстайна, мутант лошади и машины Дюшана-Вийона как бы предвещают научно-техническую фантастику следующих

Кубисты не стремились воспроизвести внешность вещей с одной-единственной позиции; они обходят их кругом, пытаясь осознать их внутреннее строение, они пытались расширить пределы оптического видения. Кубисты рассматривают предметы как бы относительно, т.е. с нескольких точек зрения, из которых ни одна не имеет преимущественного значения. Разлагая таким образом предметы, кубист видит их одновременно со всех сторон сверху и снизу, изнутри и снаружи. К трем измерениям пространства Возрождения кубизм добавил четвертое время. Художники-кубисты работали в жанре портрета, пейзажа, натюрморта, пытаясь разложить форму на составляющие элементы. При этом центральная перспектива ими отвергалась: изображаемый предмет как бы был виден одновременно со всех сторон

В основе футуристической живописи., скульптуры и архитектуры лежит выражение движения в двух формах: "проникновение внутрь" и "одновременности". Группа итальянских художников, объединившихся под знаменем футуризма, бросила вызов образцам и идеалам прошлого

Одним из самых крайних радикалов среди абстракционистов был Питер Мондриан (1872-1944 гг.). Под влиянием кубизма он выработал абсолютно беспредметный стиль, который назвал "неопластицизмом". Согласно концепции неопластицизма трехмерный объем должен быть сведен к новому элементу пластики - к плоскости. Питер Корнелис Мондриан (1872-1944 гг.)

Голландская группа "Де Стейл". 17 октября 1917 г. выходит первый номер журнала. Здесь публикуют теории и манифесты, основоположники группы ван Дусбург, Мондриан и другие ведут на его страницах широкую пропаганду идей "Де Стейл" . Журнал, согласно теориям ван Дусбурга и Мондриана, способствовал развитию нового строго абстрактного стиля, основанного на исключительном использовании прямых линий в комбинации с белым, черным и другими первичными цветами. Формообразование в дизайне должно ограничиться простыми постоянно повторяемыми базовыми элементами. Ритвельд в своей мебели осуществлял провозглашенные идеи "Де Стейл". Известным примером может служить красно-голубой стул, состоящий из простых деревянных брусков и двух плоскостей - сиденья и спинки, которые можно было также производить машинным путем. Отдельные конструктивные элементы подчеркнуты цветом. Конструкция со сферой

Тео ван Дусбург (Кристиан Кюппер, ОоезЬигд, Тпео уап, 1883-1931 гг.) Портрет женщины

Ель Лисицкий Постановка для выставки искусств. в Берлине, 1923 г. Геррит Ритвельд. Стул-зигзаг, 1934 г.

Если в Западной Европе формирование дизайна стимулировалось стремлением промышленных фирм повысить конкурентоспособность своих изделий, то в дореволюционной России подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован, не было его и в молодой Советской республике. Советский дизайн берет свои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искусствоведов).

Кандинский Василий Васильевич (1866-1944 гг.). В 1910-1914 гг. создает серию работ, среди которых особое значение имеют "Композиции", в которых художник достиг абсолютного господства цвета. В1911 г. вместе с Францем Марком основывают в Мюнхене группу "Синий всадник" (Der blauer Reiter). В этом же году выходит его капитальный трактат "О духовном в искусстве". С1918г. - член художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, преподает во ВХУТЕМАСе. В 1922г. по приглашению Гропиуса становится профессором и заместителем директора Баухауза.

Супрематизм Казимира Малевича. Движение супрематизм полностью игнорировало реальность изображаемого объекта, что являлось выражением протеста против натурализма в искусстве. Сторонники Малевича сводили живопись к нескольким формальным фигурам, имевшим символическое содержание. Регулярные геометрические фигуры, написанные чистыми локальными цветами, погружались в некое трансцедентное пространство, "белую бездну", где господствовали законы динамики и статики.

В середине 20-х годов Малевич делает новый шаг в процессе "выхода" супрематизма в архитектуру в виде реальных объемных композиций в реальном пространстве - архитектон. Одновременно с созданием архитектон Малевич разрабатывает "планиты": графические чертежи жилых домов "землянитов", представляющие собой сложные композиции из примыкающих друг к другу и взаимно пересекающихся параллелепипедов. Горизонтальная архитектона "Альфа", 1923 г. Казимир Малевич Архитектон между домами современного города (фотомонтаж), Первая ткань суприматической орнаментировки, 1919 г.

Эль Лисицкий (1890-1941 гг.)

С1919г. по приглашению Марка Шагала преподает архитектуру и графические техники в витебской Народной художественной школе. Лисицкий участвовал в группе "Уновис", вскоре создал свой первый "проун", являвшийся новой формой выражения, "пересадочной станцией от живописи к архитектуре". Это сочетание геометрических форм, планов, впервые использующее аксонометрическую перспективу.

Башня Татлина стала одним из символов нового искусства, своеобразной визитной карточкой конструктивизма, одним из самых знаменитых архитектурных проектов XX века. По мнению специалистов влияние этого проекта на современную архитектуру более значительно, чем влияние Эйфелевой башни на архитектуру XIX века. Татлин помог многим архитекторам преодолеть определенный психологический барьер при оценке роли новых конструкций в создании архитектурного образа современного сооружения. Главная особенность проекта Татлина заключается в том, что главную образно-символическую роль он передал ажурной спиральной металлической конструкции Н.Суетин. Вазы, 1931 г.

Татлин Владимир Евграфович Три направления дизайнерской деятельности Татлина в конце 20-х годов имеют важную особенность: деревянные вещи, посуда и летательные аппараты. Форма их зависит от неосредственного соприкосновения с человеком. Это стул и санки, это керамический поильник и Летатлин - летательный аппарат, приводимый в движение мускульной силой человека, лежащего внутри аппарата. Питьевая чашка для детей, 1930 г. Движение к конструкции зародилось в среде художников, занимавшихся экспериментами с отвлеченной формой.

В советском дизайне (производственном искусстве) с самого начала его возникновения наряду с художниками существовала сильная группа теоретиков - О.Брик, Н.Пунин, Б. Арватов, Б.Кушнер, А. Ган, С.Третьяков, Н. Тарабукин, Н.Чужак и др. Наличие сильной группы теоретиков производственного искусства, безусловно, помогло формированию советского дизайна. Однако разделение труда между теми, кто говорил о дизайне, и теми, кто его создавал, имело и свои недостатки. Теория производственного искусства начинала формироваться в условиях, когда еще самого производственного искусства, как сферы творчества не было. Развитие теории опережало развитие практики.

Степанова Варвара Федоровна (1894-1958 гг.)

Родченко Александр Михайлович Родился в Петербурге. Закончил Казанскую художественную школу (1914 г.) и обучался в 1914-1916 гг. в Строгановском училище в г. Москве. Сблизившись с Владимиром Татлиным, Казимиром Малевичем и др. левыми мастерами активно включился в формотворческие искания русского авангарда.

Оформление революционных праздников. Анализ эскизов и осуществленных работ показывает, что уже в первых опытах художественного оформления городской среды проявились те черты, которые близки приемам суперграфики. Художники стремились создать новый облик городской среды, противопоставляя его существующему архитектурному. Это была сознательная творческая установка - отделить новое, революционное оформление от старой, "буржуазной" застройки города. Отношение к архитектуре было как бы вывернуто наизнанку: от художника требовалось не органически включиться в архитектурную композицию, а противопоставить ей иную художественную логику, наложить на архитектурную структуру новую художественно-оформительскую структуру, максимально подчеркивая их художественный конфликт. И, хотя реальный социальный заказ носил в это время ярко выраженный агитационно-идеологический характер, художники уже и на этом этапе, наряду с освоением новых художественно-оформительских приемов, уделяли внимание и художественно-конструкторским проблемам, используя для этого все возможности: трибуны, агитационные установки, киоски, театральные установки и пр.

Агитационно-массовое искусство с его мобильными и временными формами и методами визуального преобразования городских пространств было прообразом получившей затем развитие суперграфики, рекламы и дизайна городской среды в целом. Широкомасштабное оформление революционных праздников, охватывающее значительные территории города, людские массы, средства оформления и группы специалистов сыграло значительную роль в становлении средового дизайна.