Первые всемирные промышленные выставки Специальность "дизайн" Абстрактное искусство Архитектурные формы и стили Мебель 19 века История мебельного искусства

«Твёрдость и благолепие храма означают красоту и благолепие святых, также красоту рая, потому что Божественный храм изображает и рай. И ещё красота храма означает, что пришедший к нам (Христос) есть прекрасный Жених, а Церковь — прекрасная невеста Его. А в высшем смысле храм Божий — мы сами, и ради нас в нём сии веши чувственные, которые изображают нас». Итак, храм в понимании византийского богослова — это всеобъемлющий образ: дом Божий, мир и человек. Поэтому именно храм, продуманный и совершенный, может служить наиболее точным и ёмким символом культуры Византии.

Изобретение часов и мельницы. Теория машин

Второй материальной основой для создания машинного производства являлись мельницы, в которых был заложен принцип использования внешних сил, и рука человека с предметом труда во время его обработки не соприкасалась. Уже в рабовладельческом обществе орудия размола зерна стали приводиться в движение водяными колесами. Примерно в X в. в Западной Европе появились ветряные мельницы.

Изобретение, а затем широкое применение механических часов, с одной стороны, позволило изучить равномерное движение, а с другой - натолкнуло на мысль применить принцип автоматизма для производственных целей. Развитие мельниц способствовало тому, что принцип освобождения руки человека от соприкосновения с предметом труда был перенесен на другие трудовые процессы. Таким образом, были созданы необходимые условия для перехода к машинной индустрии.

Машинная техника мануфактурного периода представляла собой орудия труда, приводимые в действие силами природы. Основным двигателем становится водяное (гидравлическое) колесо. Все механизмы, которые раньше приводились в действие вручную или силой животных, начинают приводиться в движение при помощи гидравлического колеса.

Применение машин в мануфактурный период наталкивалось на мощное сопротивление наемных рабочих и ремесленников. Первые видели в машинах главную причину своего тяжелого материального положения. Ломая машины, они рассчитывали сохранить свое прежнее рабочее место и прежний заработок. Ремесленники видели в машинах своего главного конкурента, ведущего к их разорению. Играя большую роль в хозяйственной жизни многих европейских стран, цеховые объединения ремесленников добивались специальных законов, ограничивавших и даже запрещавших внедрение машин.

Характерным примером является внедрение ленточной машины в текстильном производстве, изобретателя которой подвергли пожизненному тюремному заключению. В Голландии законами, принятыми в 1623, 1639 и 1648 гг., применение ленточного станка и пользование всеми предметами, вырабатываемыми на этом станке, было категорически запрещено. Аналогичные законы были приняты в Германии и в других странах. Однако, несмотря на запреты, ленточная машина, заменяющая труд 18-20 рабочих, внедрялась в производство, так как позволяла значительно поднять производительность труда, улучшить качество продукции и во много раз сократить ее стоимость. В середине XVIII в. в ряде стран были не только отменены все законы, запрещавшие применение ленточной машины, но даже назначены премии за ее установку.

Игольщик. Гравюра, 1568 г.

Насос для откачки воды из шахты с помощью мягких шаров на цепи, приводимых в действие специальным колесом - топчаком (из сочинений Г.Агриколы "О горном деле и металлургии", 1556 г.

Первое подробное изложение символики христианского храма применительно к смыслу литургии (главного христианского богослужения) приписывают патриарху Герману Константинопольскому, который пострадал за иконопочитание в 730 г. Патриарх впервые собрал воедино разрозненные толкования церковного здания и его частей, указав, что храм есть земное небо, в котором обитает Бог. Престол в алтаре означал место Гроба Господня и престол, на котором почивает Господь. Апсида соответствовала Вифлеемской пещере, где родился Христос, и пещере, где Он был погребён; поэтому ей и придавалась полукруглая форма. Объяснялось также значение алтарной преграды, амвона (возвышения перед алтарём), жертвенника и т. п. Кроме того, церковь служила образом распятия Христова, а поэтому представлялось желательным, чтобы в структуре храма был запёчатлён главный символ христианства — крест.