Первые всемирные промышленные выставки Специальность "дизайн" Абстрактное искусство Архитектурные формы и стили Мебель 19 века История мебельного искусства

«Твёрдость и благолепие храма означают красоту и благолепие святых, также красоту рая, потому что Божественный храм изображает и рай. И ещё красота храма означает, что пришедший к нам (Христос) есть прекрасный Жених, а Церковь — прекрасная невеста Его. А в высшем смысле храм Божий — мы сами, и ради нас в нём сии веши чувственные, которые изображают нас». Итак, храм в понимании византийского богослова — это всеобъемлющий образ: дом Божий, мир и человек. Поэтому именно храм, продуманный и совершенный, может служить наиболее точным и ёмким символом культуры Византии.

Изобретение часов и мельницы. Теория машин

Еще среди античных текстов встречаются сочинения механиков древности, в которых они пространно рассуждали о том, как машина может заменить живую силу. Примером может служить трактат "Театр автоматов" Герона Александрийского, в котором автор подробно описывал храмовые и театральные механизмы, позволявшие создавать поразительные эффекты сочетания живых актеров и машин.

Значительное развитие теория машин получила в Римской империи. В "Десяти книгах об архитектуре" Марка Витрувия последняя книга посвящена специально машинам. Здесь дано первое понятие машины, как "сочетание соединенных вместе деревянных частей, обладающее огромными силами для передвижения тяжестей". Современные исследователи отмечают, что в течение более полутора тысячи лет, с античности до эпохи Возрождения, принципы создания машин практически не изменялись. Такие машины изготавливали преимущественно из дерева (металлические детали были крайне редки), и использовались они для экономии физического труда и вовлечения в работу мощных сил природы, превосходящих силу человека и животных. Это были различные подъемные приспособления, мельницы, прядильные механизмы.

В XII-XIII веках начался принципиально новый этап изобретательства - создание многофункциональных механизмов с заменой отдельных частей машин другими для выполнения новых работ. Классический пример -эволюция мельниц: с помощью специальных устройств на традиционной мукомольной мельнице стало возможным валять сукно, делать бумагу, обрабатывать металл, пилить дерево.

В это время создаются рисунки фантастических механизмов, включая перпетуум-мобиле, сопровождаемые краткими комментариями, как, например, в альбоме первой половины XIII века Виллара де Оннекура из Пикардии. Естествоиспытатели и философы стали описывать возможные, чисто дизайнерские образцы техники будущего [4, с.10].

Кардинальную роль в развитии техники в XVII в., и в особенности в XVIII в., сыграли часы и мельница, изобретение которых стало материальной основой для перехода к машинной индустрии.

"Часы - это первый автомат, употребленный для практических целей. На их основе развилась вся теория, производства равномерных движений" (К. Маркс)

Еще в древности, примерно за 3000 лет до н.э., в Египте, Индии, Китае пользовались для измерения времени солнечными часами. Для измерения небольшого промежутка времени в древности использовали песочные или водяные часы, в которых время измерялось перетекающим содержимым из одного сосуда в другой. В XIII в. появились механические часы башенного типа с одной стрелкой. Эти первые механические часы приводились в движение грузом, подвешенным на канате к барабану. В конце XV в. были изобретены пружинные переносные часы, приводившиеся в движение свернутой упругой пружиной. Однако все эти часы давали весьма приблизительные показания времени. Полный переворот в этой области был произведен лишь в XVII в. выдающимся голландским механиком, физиком и математиком Христианом Гюйгенсом (1629—1695). Гюйгенс впервые в 1657 г. применил в качестве регулятора в стационарных часах маятник, а в переносных часах - упругую спираль. Для регулятора хода часов с упругой спиралью он применил балансир, т.е. изобрел специальный спуск для передачи маятнику и пружинам импульсов. Свое изобретение Гюйгенс описал в небольшой работе "Маятниковые часы". Эта книжка вошла в историю науки как пример сочетания теории с конструктивным решением проблем.

Первое подробное изложение символики христианского храма применительно к смыслу литургии (главного христианского богослужения) приписывают патриарху Герману Константинопольскому, который пострадал за иконопочитание в 730 г. Патриарх впервые собрал воедино разрозненные толкования церковного здания и его частей, указав, что храм есть земное небо, в котором обитает Бог. Престол в алтаре означал место Гроба Господня и престол, на котором почивает Господь. Апсида соответствовала Вифлеемской пещере, где родился Христос, и пещере, где Он был погребён; поэтому ей и придавалась полукруглая форма. Объяснялось также значение алтарной преграды, амвона (возвышения перед алтарём), жертвенника и т. п. Кроме того, церковь служила образом распятия Христова, а поэтому представлялось желательным, чтобы в структуре храма был запёчатлён главный символ христианства — крест.