Первые всемирные промышленные выставки Специальность "дизайн" Абстрактное искусство Архитектурные формы и стили Мебель 19 века История мебельного искусства

«Твёрдость и благолепие храма означают красоту и благолепие святых, также красоту рая, потому что Божественный храм изображает и рай. И ещё красота храма означает, что пришедший к нам (Христос) есть прекрасный Жених, а Церковь — прекрасная невеста Его. А в высшем смысле храм Божий — мы сами, и ради нас в нём сии веши чувственные, которые изображают нас». Итак, храм в понимании византийского богослова — это всеобъемлющий образ: дом Божий, мир и человек. Поэтому именно храм, продуманный и совершенный, может служить наиболее точным и ёмким символом культуры Византии.

Мануфактура. Дифференциация инструментов труда. Гидравлический двигатель.

Начиная с XVI века происходит укрупнение цехового производства посредством кооперации цехов в мануфактуры (от лат. manus - "рука" и factura - "изготовление"). Оно позволило провести еще большее разделение труда внутри предприятия. Это дало значительный рост производительности труда, при использовании тех же простых орудий производства обеспечило, а вместе с ней рост заработка рабочих, и уменьшение себестоимости изделий. В XVIII в. небольшая мануфактура, производящая иголки, в которой было занято всего 10 рабочих, при разделении труда производила в день 48 тыс. иголок, т.е. на одного рабочего приходилось 4,8 тыс. иголок. Один же ремесленник, выполняя все операции процесса производства иголок (до 92 операций), мог изготовить в день не больше 20 иголок.

Сужение видов деятельности каждого рабочего внутри мануфактуры до одной или нескольких операций привела к появлению специализированных орудий труда, наиболее полно отвечающих требованиям тех или иных операций. Так, например, на английских железоделательных мануфактурах XVIII в. применялось свыше 500 молотков разнообразной формы, причем каждым из них производилась только одна операция.

Возникновение мануфактур относят к ХIV в. Впервые они появились в Италии. В конце XV - начале XVI вв. они стали создаваться в Германии, Англии, Нидерландах, Франции. В XVI—XVIII вв. суконные, шелковые, оружейные, стекольные и др. мануфактуры распространились во всех европейских странах.

С развитием мануфактур производственные процессы требовали большого количества людей, больших затрат энергии, были подготовлены необходимые условия для перехода к машинному производству.

Первые мануфактуры возникли в текстильном производстве.

В сер. XVIII в, хлопчатобумажная промышленность получает развитие во многих странах, и, в особенности, в Англии. Крупнейшим изобретением, ставшим толчком в развитии текстильного производства стал вязальный станок, сконструированный в 1589 г. английским студентом В. Ли. Он позволил приступить к производству чулок машинной вязки. Первые чулочные мастерские были построены Ли во Франции в н. XVII в. Позже машинная вязка чулок распространилась и в других странах: в Англии, Голландии, Австрии, Саксонии.

Дж. Перре. Набор ножей и лезвий, Париж, 1771 г.

Хлопковая мануфактура, Великобритания, 1835 г.

В XVI в. происходит укрупнение цехового производства кооперацией цехов в мануфактуры Мануфактурное производство дало стимул на рост производительности труда, уменьшение себестоимости изделий, а в целом - толчок массовому производству.

М.Боултон, Дж.Фотергилл. Чайник (1774) и подогреватель пищи (1776) Бирмингем.

Футляр для бритв производства Британской мануфактуры, начало XVIII в.

Первое подробное изложение символики христианского храма применительно к смыслу литургии (главного христианского богослужения) приписывают патриарху Герману Константинопольскому, который пострадал за иконопочитание в 730 г. Патриарх впервые собрал воедино разрозненные толкования церковного здания и его частей, указав, что храм есть земное небо, в котором обитает Бог. Престол в алтаре означал место Гроба Господня и престол, на котором почивает Господь. Апсида соответствовала Вифлеемской пещере, где родился Христос, и пещере, где Он был погребён; поэтому ей и придавалась полукруглая форма. Объяснялось также значение алтарной преграды, амвона (возвышения перед алтарём), жертвенника и т. п. Кроме того, церковь служила образом распятия Христова, а поэтому представлялось желательным, чтобы в структуре храма был запёчатлён главный символ христианства — крест.