Первые всемирные промышленные выставки Специальность "дизайн" Абстрактное искусство Архитектурные формы и стили Мебель 19 века История мебельного искусства

«Твёрдость и благолепие храма означают красоту и благолепие святых, также красоту рая, потому что Божественный храм изображает и рай. И ещё красота храма означает, что пришедший к нам (Христос) есть прекрасный Жених, а Церковь — прекрасная невеста Его. А в высшем смысле храм Божий — мы сами, и ради нас в нём сии веши чувственные, которые изображают нас». Итак, храм в понимании византийского богослова — это всеобъемлющий образ: дом Божий, мир и человек. Поэтому именно храм, продуманный и совершенный, может служить наиболее точным и ёмким символом культуры Византии.

Книгопечатание, изобретение бумаги

Изобретение книгопечатания стоит в одном ряду с такими историческими достижениями человечества, как изобретение колеса и письменности. Книгопечатание сыграло кардинальную роль в развитии средневековой техники, науки и культуры, сделав накопленные веками разными народами знания общедоступными.

Книгопечатанию предшествовало изобретение бумаги.

Изобретателем бумаги был китаец Чай Лунь (около II в.). Начатое производство бумаги в Китае получило затем распространение в Средней Азии, Корее, Японии, Индии и других странах Востока. В Европе бумага появилась в XI—XII вв. Вскоре она полностью заменила пергамент, на котором раньше писались книги и документы.

Первые книги появились в Японии и Китае в VI в. На пластинках из дерева, глины и слоновой кости вырезали иероглифы или картинки и покрывали их тушью. Затем такую пластинку прижимали к листу бумаги, и на ней появлялся отпечаток. В XI в. в Китае были изобретены подвижные литеры с отдельными буквами или слогами, которые можно было набирать в строчки.

Первое печатание книг в Западной Европе относится к концу XIV - началу XV вв. Изобретателем печати с подвижных наборных литер стал немецкий мастер Иоганн Гутенберг (1400—1468). Он изготовил с помощью ручного литейного станка более ста совершенно одинаковых взаимозаменяемых металлических литер из сплава свинца, олова, сурьмы и висмута. В 1450 г. в городе Майнце он начал печатать Библию на 1286 страницах (т.н. 42-строчная Библия). Чтобы получить качество, не уступающее рукописным образцам Библии, Гутенберг отлил 299 литер и знаков. В результате была придумана дешевая, точная и быстрая система изготовления литер, позволяющая набирать текст крупными фрагментами. Такой способ печати быстро распространился по Европе, способствуя распространению светской образованности.

Для печатания были созданы специальные печатные станки, представляющие собой ручной пресс с двумя горизонтальными плоскостями: на одной устанавливался матриценаборным шрифтом, к другой прижималась бумага. Предварительно матрица покрывалась смесью сажи и льняного масла. Такой станок позволял изготовить до 100 отпечатков в час. С 1440 по 1500 г. этим способом было напечатано свыше 30 тысяч наименований книг. Тираж каждой книги достигал примерно 300 экземпляров. Такие книги получили название "инкунабул".

Иоганн Гутенберг (1400— 1468) - изобретатель книгопечатания с наборных литер. Родился в Майнце, происходил из старого дворянского рода Гонцфлешей. В1420 г. покинул Майнц, стал заниматься ремеслом, принял фамилию своей матери - Гутенберг. В1440 г, живя в Страсбурге, изготовил свой первый печатный станок. В 1948 г. вернулся в Майнц и до конца жизни посвятил себя книгопечатанию. Первыми книгами Гутенберга были календари и грамматика Доната (всего он выпустил 13 таких изданий). В1445 году он выпустил первую печатную библию объемом в 1286 страниц. В этом издании типографской краской был набран только текст, заглавные буквы и рисунки рисовал от руки художник. Открытый Гутенбергом способ книгопечатания оставался практически неизменным до конца XVIII века.

Ручной печатный станок.

В средневековой печатной мастерской. Гравюра по дереву Ёста Аммана.

 

Огнестрельная артиллерия XIV века.

Ливорно. План города и порта с мощными фортификационными сооружениями.

Орудие Гатлинга, (сер. XIX в.) состоящее из нескольких вращающихся поочередно стреляющих стволов.

Первое подробное изложение символики христианского храма применительно к смыслу литургии (главного христианского богослужения) приписывают патриарху Герману Константинопольскому, который пострадал за иконопочитание в 730 г. Патриарх впервые собрал воедино разрозненные толкования церковного здания и его частей, указав, что храм есть земное небо, в котором обитает Бог. Престол в алтаре означал место Гроба Господня и престол, на котором почивает Господь. Апсида соответствовала Вифлеемской пещере, где родился Христос, и пещере, где Он был погребён; поэтому ей и придавалась полукруглая форма. Объяснялось также значение алтарной преграды, амвона (возвышения перед алтарём), жертвенника и т. п. Кроме того, церковь служила образом распятия Христова, а поэтому представлялось желательным, чтобы в структуре храма был запёчатлён главный символ христианства — крест.