Первые всемирные промышленные выставки Специальность "дизайн" Абстрактное искусство Архитектурные формы и стили Мебель 19 века История мебельного искусства

Незадолго до падения Византии епископ Фессалоникийский Симеон, как бы подводя итог развитию византийского богословия, создал несколько трудов, в которых содержалось расширенное толкование храма. «Храм, как дом Божий, изображает собою весь мир, — писал Симеон. — Верхние части его — видимое небо, нижние — всё то, что находится на земле... Внешние же части — самые низшие части земли по отношению к живущим неразумно и не знающим ничего высшего». Четырехугольный престол означал, что учением Христовым питаются все четыре конца земли.

Разделение труда. Обособление ремесла

Огромное влияние на развитие техники оказало общественное разделение труда и появление ремесел как обособленного вида деятельности.

Первое крупное общественное разделение труда произошло уже при первобытнообщинном строе: отделение пастушеских племен от земледельческих. Скотоводство дало новые продукты: молоко и шерсть, развилось изготовление сыра и масла; возникла новая форма посуды - бурдюк. Использование шерсти привело к появлению войлока и ткани, изобретению веретена и простейшего ткацкого станка. Прирученный скот дал возможность заменить работу человека животной тягой, это, в свою очередь, положило начало вьючному, а потом гужевому транспорту. Превращение скотоводства в самостоятельное занятие обогатило технику целым рядом новых достижений. Мотыга развилась в плуг, а нож - в серп, была изобретена борона. Переработка продуктов земледелия вызвала к жизни обмолот зерна, выпечку хлеба, приготовление растительного масла, варку пива.

Позднее, при рабовладельческом строе, дальнейшее общественное разделение труда привело к специализациям в сельском хозяйстве, появлению класса ремесленников, возникновению торговли как особого вида деятельности.

С деятельностью купцов связано быстрое усовершенствование дорог, производство предметов роскоши и чеканка монеты, а также широкое применение колесной повозки и парусного корабля. Применение рабского труда усилило обособление ремесла от земледелия и тем самым вызвало развитие многочисленных его отраслей. Развитие ремесла и торговли привело к образованию городов, а образование крупных городов, в свою очередь, - к специализации внутри ремесла.

Непосредственным следствием образования отдельных ремесел явилась специализация орудий труда, наиболее наглядно проявившаяся в молотке: в Риме во времена Юлия Цезаря уже применялись его основные специализированные формы: кузнечно-слесарный, плотничный, сапожный, каменотесный и др. специальные молотки.

Специализация  работника только на одном виде ремесла создала условия для появления целого ряда новых изобретений. Среди них особенное хозяйственное значение имели плуг, мельница, прессы для винограда и маслин, грузоподъемные механизмы, способы термической обработки железа, применение пайки, штамповки и травления металла, изготовление кислого хлеба, развитие механизмов, построенных на ротационном принципе.

Разделение труда при рабовладельческом строе создало условия для развития науки, искусства, появления таких изобретателей и теоретиков, как Архимед, Герон Александрийский, Аристотель, Эвклид.

 

Специализация в сельском хозяйстве, ремеслах привела к появлению новых орудий труда. Развитие ремесел и торговли привело к образованию городов. Первые города возникли еще на заре рабовладельческого способа производства. Создание городов в Южном Двуречье (Месопотамская долина), в Египте, Малой Азии, Закавказье, Индии, Китае относится к III—I тысячелетиям до н. э.

Вавилон ок. 600 г. до н.э.: на переднем плане Ворота Иштар и Дорога процессий; на втором плане - "висячие сады" Семирамиды (реконструкция).

Коринфский статер (ок. 320 до н.э.) Тетрадрахма из Тараса (323 до н.э.) Статер из Элиды (ок. 454 до н.э.)

Средневековые орудия труда английского крестьянина.

Император Константин велел выстроить множество домов для желающих переселиться в новую столицу. Появились также общественные здания, хрмы, театры, пекарни (хлеб в городе был бесплатным), бани, водопроводы, фонтаны и удивительные подземные водохранилища — цистерны, где даже в самую сильную жару веяло прохладой и капли лениво падали со сводов между огромными серыми колоннами. Любой константинопольский ребенок мог ходить в школу, а в 425 г. в Константинополе основали университет.