Концептуальное искусство

Экспрессионизм и абстракционизм в живописи и архитектуре Фотоискусство

Вестон. Концепция Стиглица, выраженная в «Эквивалентах», проложила дорогу «чистой» фотографии как альтернативе непосредственной фотографии. Ведущим мастером этого направления стал Эдвард Вестон (1886—1958), испытавший сильное влияние Стиглица, хотя он и не относился к его подопечным. В 1920-е годы он увлекался абстракционизмом и реализмом одновременно, пробуя возможности этих двух различных манер, но к 1930- му году сумел достичь их слияния, создавая образы, которые отличаются совершенством композиции и выразительностью деталей. Его «Перец» (илл. 506) — прекрасный пример: это что угодно, но не прямолинейное воспроизведение всем известного плода. Подобно «Эквивалентам» Стиглица, фотоискусство Вестона побуждает нас увидеть повседневное, обычное свежим взглядом. Перец изображен со сверхъестественной резкостью и с такого близкого расстояния, что он кажется крупнее, чем бывает на самом деле. Благодаря своеобразной кадрировке композиции, ограниченной лишь участком плода, нам приходится созерцать форму, каждый изгиб которой подчеркивается контрастным освещением. В «Перце» присутствует та же чувственность восприятия, которая характерна для «Черного ириса» О'Киф (см. илл. 443) и которая придает «Эквивалентам» новый смысл. Формы здесь намеренно напоминают о фотографии обнаженной женской натуры, у истоков которой также стоял Вестон.

Адаме. Чтобы обеспечить одновременно и детальность, и глубину съемки, Вестон пользовался минимальной диафрагмой, и его успехи привели к созданию на Западном побережье Америки общества, получившего известность под названием «Группа f/64», происходящим от наименьшего деления диафрагмы. Среди его членов-основателей был и Ансел Адаме (1902—1984), ставший вскоре ведущим мастером натурной съемки в Америке. Адамса отличала тщательность подготовки процесса, начиная с композиции и выдержки и кончая печатью. Постулаты Бора В 1912 году в Манчестер к Резерфорду приехал молодой датский физик Нильс Бор. Пробыв в Манчестере около четырех меся­цев, Бор «заболел» атомом. Постоянно и мучительно размышляя над проблемой устойчивости атома. Бор пришел к убеждению, что «этот вопрос просто невозможно решить посредством уже известных правил». Бор понял, что не все законы классической физики применимы к явлениям атомных масштабов и что для описания свойств атомов нужна новая теория,  учитывающая квантовые представления.

Его работа «Восход луны. Эрнандес, штат Нью- Мексико» (илл. 507), получившая заслуженную известность, была создана благодаря благоприятному стечению обстоятельств, которое невозможно повторить — это блестящий синтез непосредственной съемки и фотографии типа «Эквивалентов». Как и во всех произведениях Адамса, здесь задействована вся гамма тональных оттенков, от чистых белых до чернильно-черных тонов. Композиционный центр фотографии — низкое облако, разделяющее изображение на три участка, так что создается впечатление, будто луна зависла бессильно на небосводе ранним вечером.

507. Ансел Адаме. Восход луны. Эрнандес, штат Нью-Мексико. 1941 г. Желатино-серебряный фотоотпечаток. 38,1 х 47 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Дар художника. © 1991 г., Попечительский совет «Треста издательских прав Ансельма Адамса»

508. Маргарэт Барк-Уайт. Дамба Форт-Пек в Монтане, 1936 г. Передняя обложка журнала «Лайф». «Тайм-Лайф»

В начале XX в. в Германии возникло движение против академизма, господствовавшего в живописи. Его инициаторами были студенты архитекторы Э. Кирхнер, Ф. Брейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф и др., объединившиеся в 1905 г. в Дрездене в группу «Мост». Никто из них не имел опыта в живописи, и их художественные эксперименты привели к рождению экспрессионизма как нового художественного направления.
Работы фотореалистов