Живопись перед первой мировой войной

Экспрессионизм и абстракционизм в живописи и архитектуре Фотоискусство

Живопись перед первой мировой войной

В нашем обзоре искусства нового времени мы уже последовательно рассмотрели целый ряд «измов»: неоклассицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, дивизионизм, символизм. Еще больше таких «измов» в искусстве XX столетия. Они могут стать серьезным препятствием, создавая впечатление, будто современное искусство невозможно понять, не погрузившись в дебри эзотерических учений. На самом же деле всем этим «измам», кроме самых главных, не стоит придавать особого значения. Как и термины, которые использовались для обозначения стилей предыдущих эпох,— это всего лишь ярлыки, помогающие классифицировать художественные явления. Если «изм» оказывается бесполезным, его не стоит и держать в памяти. Это относится ко многим «измам» современного искусства. Обозначаемые ими течения либо не поддаются четкому определению как самостоятельные явления, либо настолько малозначительны, что могут интересовать только специалистов. Выдумывать новые ярлыки всегда было легче, чем создавать художественные явления, которые действительно заслуживают новых названий.

Конструктивный рисунок Рисунок кофейника и солонки (построение дудочки кофейника) Курс занятий по технике рисунка и живописи

И все же совсем без «измов» обойтись нельзя. С самого начала современной эпохи искусство Запада (и во все возрастающей степени остального мира) постоянно сталкивалось с одними и теми же главными проблемами, а местные художественные традиции все больше вытеснялись интернациональными тенденциями. В современном искусстве можно выделить три основных направления, каждое из которых включает в себя несколько «измов», возникших в период постимпрессионизма и получивших дальнейшее развитие в этом столетии: экспрессионизм, абстракционизм и фантастическое искусство («fantasy»). В экспрессионизме упор делается на эмоциональное отношение художника к себе и окружающему миру. Абстракционизм уделяет основное внимание формальной стороне произведения искусства. Фантастическое искусство исследует область воображения, прежде всего — спонтанное, иррациональное. Не следует, однако, забывать, что эмоции, упорядоченность и воображение присутствуют в каждом произведении искусства. Без воображения искусство стало бы безжизненным, скучным; без доли упорядоченности — хаотичным; а при отсутствии эмоций оставило бы нас равнодушным. Мебель, канцелярские приборы информационные стенды из картона для Международного конгресса ИКСИД в Москве, 1975 г.

Эти направления, таким образом, ни в коем случае не исключают друг друга. Они тесно взаимосвязаны, и творчество одного художника может принадлежать сразу к нескольким из них. Более того, внутри одного направления существует целый ряд самых разных подходов — от реалистического до абсолютно беспредметного. Таким образом, направления обозначают не конкретные стили, а общие художественные тенденции. Экспрессиониста больше всего волнует человеческое общество, абстракциониста — структуры реальности, а художника фантастического направления — лабиринты индивидуального человеческого сознания. Мы обнаружим также, что реализм с его обращенностью к внешней стороне действительности продолжает существовать независимо от трех других направлений — особенно в США, где развитие искусства часто шло своими, отличными от европейских путями. Во взаимодействии этих направлений отражается вся сложность современной жизни. Понять эти процессы можно только в соответствующем историческом контексте. Прослеживать судьбу каждого из этих ответвлений после 1945 года раздельно не имеет особого смысла — искусство наших дней стало для этого слишком сложным.

И все же к столь несхожим явлениям, как немецкий экспрессионизм, русский авангард, французский футуризм, испанский сюрреализм, английский имажинизм и прочее – современники применяли одно и то же название. Термин «модернизм» происходит от французского слова «modernizme» (от лат. modernus – новый, современный).
Аналитический кубизм