Живопись перед первой мировой войной

Экспрессионизм и абстракционизм в живописи и архитектуре Фотоискусство

Постмодернизм

Итальянский художник Франческо Клементе (род. 1952) во многих отношениях является типичным представителем своего поколения. Участие в итальянском художественном движении «Бедное искусство» («Arte Potera») помогло ему найти собственный, выразительный неоэкспресси онистский стиль. Решающий поворот в его творческой судьбе произошел в 1982 году, когда он решил отправиться в Нью-Йорк, чтобы «быть рядом с великими живописцами», но он много времени проводит и в Индии, черпая вдохновение из буддизма. Иногда в его картинах и фресках, принимающих форму аллегорических циклов, присутствует размах не без претензии на сопоставление с творениями великих итальянских мастеров монументальной живописи, начиная с Джотто. Однако, наиболее убедительные среди его работ — те, в которых отразились собственные настроения, фантазии и увлечения художника. Клементе без страха и стеснения фиксирует на холсте такие позывы и воспоминания, которые большинство из нас предпочитает держать под спудом. Искусство становится для него актом катарсиса, приносящим облегчение, но не избавляющим от мучительных импульсов, не оставляющих в покое собственное самосознание. Его автопортреты (илл. 463) свидетельствуют о душе, терзаемой переживаниями, которые никак не назовешь приятными. Но что любопытно: какое бы впечатление — приятное или отталкивающее — не производили картины Клементе, они неизменно лишены чувства, хотя благодаря своей художественной выразительности привлекают внимание зрителя. Поскольку Клементе стремится запечатлеть в своем творчестве мимолетные состояния души, от он прибегает к различным стилистическим или психическим средствам, каждый раз выбирая наиболее подходящие из них для фиксации тех или иных пролетающих мгновений жизни своего внутреннего мира. Клементе выделяется среди итальянцев тем, что заметное влияние на него оказали североевропейский символизм и экспрессионизм, а также менее значительное — сюрреализм. На воспроизводимой здесь картине изображен настоящий кошмар, в котором психологический ужас Мунка сочетается с беспокойным видением Де Кирико.

(справа вверху) Ансельм Кифер. Неизвестному художнику. 1983 г. Холст, масло, эмульсия, гравюра на дереве, шеллак, латекс, солома. Квадрат 2,79 м. Музей искусств Карнеги, Питтсбург. Фонд Ричарда М. Скайфе, Фонд поощрения приобретений А. В. Меллона (справа внизу) Элизабет Маррей. Больше, чем ты знаешь. 1983 г. Холст (10 частей), масло.

463. Франческо Клементе. Без названия. 1983 г. Холст, масло, воск. 1,98 х 2,36 м. По разрешению Томаса Амманна, Цюрих

2,82 м х 2,74 м х 20,3 см. Траст Эдварда Р. Бройды

Модернизм – собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, реализмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.)
Аналитический кубизм