Живопись перед первой мировой войной

Экспрессионизм и абстракционизм в живописи и архитектуре Фотоискусство

Именно эта особенность привлекла Энди Уорхола (1828—1987), который использовал ее для художественного выражения иронического восприятия современного общества. Бывший коммерческий художник, он обратил внимание зрителя на эстетические качества повседневных предметов типа примелькавшихся консервных банок. Уорхол проделал нечто подобное с темой смерти, которой был одержим, изображая на своих картинах, изготовленных способом шелкографии, казни на электрическом стуле или ужасные дорожные аварии и демонстрируя таким образом, что смерть сведена в средствах массовой информации до уровня банального явления. Уорхол хорошо понял, каким образом средства массовой информации, создавая собственную реальность и фигуры преувеличенных по отношению к действительности масштабов, формируют наш взгляд на людей и события. Он достиг мастерства в оперировании приемами средств массовой информации для выявления подлинного характера той или иной знаменитости, скрываемого ею.

459— Энди Уорхол. Золотая Мерилин Монро. 1962 г. Холст, масло, синтетическая полимерная краска, шелкография. 2,11 х 1,45 м. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Дар Филипа Джонсона

Воплощением такого подхода является картина «Золотая Мэрилин Монро» (илл. 459). Изображенная, как в византийской иконописи, на золотистом фоне, она предстает «мадонной» сегодняшнего дня (вряд ли случайным совпадением является то, что похожая на Мэрилин современная певица берет себе в качестве сценического псевдонима имя Мадонны). При этом Уор-хол вызывает у зрителя ощущение трагизма личности, скрытой за яркой внешностью кинозвезды. Кричащие, но неточные, с полиграфическим растром, краски, напоминающие репродукции массовых журналов, дают понять, что образ актрисы низведен до уровня дешевого ширпотреба. Механические средства воспроизведения придают ей такую же безличность, как и Деве Марии, глядящей на нас с тысяч икон, написанных богомазами на протяжении столетий.

Фотореализм. Хотя поп-арт называли иногда «новым реализмом», этот термин едва ли применим к художникам, о которых шла речь выше. Конечно, они верно воссоздавали свои реальные объекты. Однако сам избранный ими материал довольно абстрактен: флаги, числа, буквы, знаки, комиксы. Более поздним порождением поп-арта является течение, которое называют «фотореализмом» из-за увлечения его сторонников образностью фотографии. Художники XIX века стали обращаться к фотографии вскоре после изобретения этого «природного карандаша» (одним из первых к ней, как это ни удивительно, начал прибегать Делакруа), однако для них фотоснимки были всего лишь удобной заменой реальности. Для представителей фотореализма, наоборот, фотография является той реальностью, на основе которой они создают свои картины.

Модернизм – собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, реализмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.)
Аналитический кубизм