Живопись перед первой мировой войной

Экспрессионизм и абстракционизм в живописи и архитектуре Фотоискусство

Ли Краснер (1908—1984) — жена Поллока — всегда писала кистью. Хотя Краснер и Поллок явно влияли друг на друга, она неизменно стремилась к творческой самостоятельности. Однако ей удалось выйти из-под его длинной тени лишь после того, как она сменила несколько направлений, уничтожив значительную часть своих ранних работ. После смерти Поллока ей удалось найти свое направление, которому она стремилась следовать в последние три года жизни: снова вернуть в абстрактный экспрессионизм человеческую фигуру, сохранив автоматизм письма. Потенциально такая возможность всегда присутствовала в творчестве Поллока — изображение в «Осеннем ритме» мы легко можем принять за образы неистово кружащихся людей. Такие рождающиеся из переплетений линий формы Краснер выявляет в свой картине «Праздник» (илл. 447), используя размашистые движения «живописи действия» для придания этим образам некоторого сходства с человеческим обликом, но не переходя к собственно изображению.

Де Коонинг. В творчестве Виллема де Коонинга (род. 1904) — другого видного мастера этой группировки и близкого друга Горки — всегда сохраняется связь с образным миром, независимо от того, присутствуют там фигуративные объекты или нет.

448. Биллем де Коонинг. Женщина II. 1952 г. Холст, масло. 149,9 х 109,3 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Дар миссис Джон Д. Рокфеллер 3-й

На некоторых картинах образ возникает из бессистемных, угловатых ударов кисти. Де Ко- онинга роднит с Поллоком яростная энергия, чувство риска, стремление к достижению цели — с успешным исходом, хотя и достигнутым на пределе возможностей. Что можно сказать о картине де Коонинга «Женщина II» (илл. 448) с ее экстатическими деформациями? Кажется, будто поток психических импульсов высвободил этот кошмарный призрак из глубин подсознания художника. Поэтому де Коонинга иногда обвиняют в женоненавистничестве. Но художник отвергает эти обвинения. Изображенная больше похожа на первобытную богиню, жестокую, но соблазнительную, олицетворяющую темную, первобытную сторону человеческого существа.

Писавшие о модернизме всегда отмечали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания. Первые модернисты – это люди, жившие в конце XIX в., взращенные всеобщим кризисом европейской культуры
Аналитический кубизм