Живопись перед первой мировой войной

Экспрессионизм и абстракционизм в живописи и архитектуре Фотоискусство

Реализм

О'Киф. В 1920-е года большинство художников, начинавших в группе Стиглица, обратилось к пейзажной живописи в реалистической манере, но с примесью экспрессионизма. Наиболее видным художником, отличавшимся верностью натуре и характерным для американского искусства 1920-х годов стала Джорджия О'Киф (1887—1986). Ее продолжительный творческий путь был отмечен многочисленными тематическими и стилистическими изменениями. О'Киф создала разновидность органического абстракционизма с экспрессионистскими заимствованиями и творчески освоила прецизио- низм Шарля Демута (см. стр. 431), так что она считается абстракционистской. В ее творчестве часто сочетаются оба этих подхода. Выбрав тему и продумав ее, она подвергает первоначальный замысел основательной переработке и упрощению, стремясь достичь собственного, оригинального пластического решения. «Черный ирис III» (илл. 443) — один из примеров того типа живописных работ, которые принесли ей наибольшую известность. Этот образ отмечен присущим художнице сильным чувством декоративной композиции. Однако ее цветок производит обманчивое впечатление. Изображенный с близкого расстояния и со значительным увеличением, он превращается в слабо замаскированный символ женской сексуальности.

Американская видовая живопись. 1930-е годы были отмечены в искусстве еще большим консерватизмом, чем предыдущее десятилетие,— это была реакция на экономическую депрессию и социальные волнения, охватившие как Европу, так и США. Повсеместное преобладание реализма свидетельствовало об общем отходе от новаторских исканий. В Германии, где популярным реалистическим движением стала так называемая «новая вещественность» («Neue Sachlichkeit»), это было связано с возвратом к традиционным эстетическим ценностям. Американские художники разделились на два основных лагеря, риджионалистов и социальных реалистов. Риджионалисты стремились к возрождению идеализма путем осовременивания американского мифа, воспринятого, впрочем, преимущественно глазами жителя Среднего Запада. Социальные реалисты изображали на своих картинах беспорядки и мрачные переживания периода депрессии и часто обращались к теме социальных реформ. Оба эти художественные движения, при всей их враждебности друг другу, широко пользовались достижениями «школы мусорного ящика» (см. илл. 428-429).

443— Джорджиа О'Киф. Черный ирис Ш. 1926 г. Холст, масло. 91,4 х 75,9 см. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк. Собр. Альфреда Стиглица, 1949 г.

Хоппер. Единственным художником, который устраивал все группировки, в том числе даже и тех немногих, кто оставался верными модернизму, был Эдвард Хоппер (1882—1967), бывший ученик Роберта Генри. Хоппер сосредоточился на направлении, получившем после него наименование живописи «народной архитектуры» американских городов — изображения витрин магазинов, кинотеатров, ночных ресторанов — тематики, которую никто из художников, кроме него, не считал заслуживающей внимания. Его «Раннее воскресное утро» (илл. 444) вызывает необъяснимое, щемящее чувство одиночества, возникающее при виде очень знакомых, примелькавшихся примет обычной улицы. На улице царит спокойствие, но оно, как мы понимаем,— лишь временное. За фасадами домов идет невидимая жизнь. Нас не покидает ощущение, будто вот-вот какая-нибудь из жалюзи приподнимется на наших глазах. Помимо своей поэтичности, картина впечатляет и совершенством исполнения. Постепенно к зрителю приходит понимание включения в композицию пожарного крана и полосатого столба — вывески парикмахерской, как и тонких различий в трактовке ряда окон, точно рассчитанного угла наклона солнечного света, изящного равновесия вертикалей и горизонталей. Бесспорно, Хоппер не прошел мимо творчества Мондриана.

Модернизм, борясь за раскрепощение и обновление форм в искусстве, не мог обойтись без общих связей с историей культуры, признав, таким образом, принципы историзма внутри собственного направления
Аналитический кубизм