Живопись перед первой мировой войной

Экспрессионизм и абстракционизм в живописи и архитектуре Фотоискусство

Экспрессионизм

442. Макс Бекман. Отплытие. 1932—1933 г. Триптих. Холст, масло. Центральное панно — 215,3 х 115,3 см, боковые панно (каждое) — 215,3 х 99,7 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Передан анонимно (по обмену)

Гросстр. Трагический опыт Первой мировой войны отозвался в сердцах немецких художников острой болью за судьбу современной цивилизации. Эта боль нашла себе наилучшее выражение в искусстве экспрессионизма. Живописец-график Георг Гросс (1893-1959) в 1913 году учился в Париже, затем, после окончания войны, присоединился в Берлине к дадаистам. Под влиянием футуристов он использовал динамические формы кубизма для создания едкого, грубого сатирического стиля, выражавшего разочарование своего поколения. На картине «Германия. Зимняя сказка» (илл. 441) изображение Берлина служит калейдоскопически-пестрым фоном для нескольких крупных фигур, помещенный поверх домов, как на коллаже: похожего на марионетку «доброго гражданина» за столом, а также тех темных сил, которые приложили руку к его формированию (лицемерных священника, генерала и учителя).

Бекман. Макс Бекман (1884—1950) — энергичный продолжатель направления группировки «Мост» — стал экспрессионистом только после первой мировой войны. В его триптихе «Отплытие» (илл. 442), завершенном в то время, когда он был вынужден покинуть родину из-за прихода к власти нацизма, на боковых панно изображен кошмарный мир марионеток, вызывающих не меньшее чувство тревоги, чем образы картины Босха «Ад» (см. илл. 194). Символику этого триптиха Бекмана интерпретировать даже труднее, так как он по необходимости более субъективен. В исторической ретроспективе эти две хаотические сцены, полные насилия и бессмысленных обрядов, воспринимаются как пророческие. Уравновешенность композиции центрального панно с его пространством, голубизной моря и солнечным светом олицетворяет, наоборот, надежды, связанные с отплытием в дальние края. Пережив Вторую мировую войну в тяжелейших условиях в оккупированной Голландии, Бекман провел три последних года жизни в Америке.

Модернизм, борясь за раскрепощение и обновление форм в искусстве, не мог обойтись без общих связей с историей культуры, признав, таким образом, принципы историзма внутри собственного направления
Аналитический кубизм