Живопись перед первой мировой войной

Экспрессионизм и абстракционизм в живописи и архитектуре Фотоискусство

«Авиньонские девицы» Пикассо. О зарождении современного абстрактного искусства невозможно говорить, не упоминая Пабло Пикассо.

Около 1905 года этот художник, вдохновленный фовистами и ретроспективными выставками великих постимпрессионистов, постепенно перешел от меланхолического лиризма своего «голубого периода» (см. стр. 404—405) к более «здоровому» стилю. Пикассо разделял увлечение Матисса творчеством Гогена и Сезанна, но воспринимал этих мастеров по- своему. В 1907 году он создал своеобразную аналогию «Радости жизни» (см. илл. 416) — настолько дерзкое монументальное полотно, что оно вызвало возмущение даже у Матисса (илл. 422). Название «Авиньонские девицы» («Demoiselles d'Avignon») происходит не от французского городка, а от улицы Авиньон в барселонском квартале с сомнительной репутацией. Приступая к работе над картиной, Пикассо задумывал ее как соблазнительную сцену в борделе, но в конце концов остановился на изображении пяти обнаженных и натюрморта. Однако что это за обнаженные! Обобщенные фигуры из «Радости жизни» Матисса кажутся невинными созданиями по сравнению с этим воплощением дикой агрессивности.

Три угловатые фигуры слева повторяют в искаженном виде классические позы, но две другие, с резкими смещениями форм тела несут на себе все варварские признаки этнографического искусства вполне определенного типа (сравн. илл. 24, 25). Фовисты вслед за Гогеном открыли эстетическую привлекательность скульптуры Африки и Океании и познакомили Пикассо с этим искусством. Тем не менее, не фовисты, а именно Пикассо использовал первобытное искусство в качестве тарана против классического толкования красоты. Здесь отрицаются не только пропорции, но и органическая целостность человеческой фигуры — этот холст, по меткому выражению одного из критиков, «напоминает поле битого стекла».

Пикассо, таким образом, разрушил очень многое. А что же в итоге приобрел взамен? Придя в себя от первоначального шока, мы начинаем замечать, что в его разрушении есть своя логика. Все на картине — и фигуры, и их окружение — раздроблено на угловатые клинья или грани. Они не плоские, а затенены таким образом, что создают впечатление некоей трехмерности. Не вполне ясно, выпуклы они или вогнуты. Некоторые похожи на глыбы отвердевшего пространства, другие напоминают фрагменты каких-то прозрачных тел. Вместе они составляют уникальный вид материи, придающей всему полотну новую целостность, непрерывность.

«Авиньонские девицы», в отличие от «Радости жизни», уже не воспринимаются как образы внешнего мира. Этот мир — собственный мир картины, аналогичный природному, но построенный по другим законам. Новаторский «строительный материал» Пикассо, состоящий из пустот и отвердений, трудно описать хотя бы с какой-нибудь степенью точности. Ранние его критики, которые обратили внимание прежде всего на господство острых граней и углов, назвали новый стиль «кубизмом».

Многообразие художественных и социальных форм модернизма, различный характер этих форм на разных ступенях исторического развития XX столетия, а также широкий спектр идеологических устремлений, лежащий в основе эстетических экспериментов – все это затруднило поиски общих определений модернизма.
Электрический ток. Плотность тока. Электрическое напряжение. Примеры решения типовых задач
Аналитический кубизм