Экспрессионизм, абстракционизм и фантастическое искусство в живописи

Математика
Исследовать систему уравнений Ряды
Вычислить определитель
Векторная алгебра
Дифференциальные уравнения, вычислить интеграл
Вычисление обратной матрицы
Изменить порядок интегрирования
Вычисление производной порядок интегрирования
Метод интегрирования по частям
Интегралы вычисление площади и обьема
Тройной интеграл
Дизайн
Первые всемирные
промышленные выставки
Живопись
Ар Нуво как стиль
Абстрактное искусство
Художественный факультет
Баухауз
Вальтер Гропиус
ВХУТЕМАС
Дисциплина "Цвет"
Дисциплина"Объем"
Студенческие работы
Дизайнерские школы
Дизайн интерьера
Мебель как часть интерьера
Архитектурные формы и стили
История мебельного искусства
Мебель 19 века
Музей мебели 19-20 веков
Информатика
Цифровая система передачи
Концепция организации локальных сетей
Электротехника
Лабораторные работы
Исследование полупроводниковых выпрямителей
Расчет электрической цепи
Начертательная геометрия
Порядок выполнения основной надписи
Построение касательных к двум окружностям
Лекальные кривые
Центральное проецирование
Аксонометрическая проекция
Параллельные прямые
Условие видимости на чертеже
Построение теней
Тени цилиндра
Тени конуса
Линии и поверхности
Поверхности винтовые
Взаимное пересечение поверхностей
Разверка поверхностей
Физика
Курс лекций по физике
Шкала электpомагнитных волн
Интеpфеpенция света
Тепловое (чеpное) излучение.
Фотонная теоpия света
Лазеp с pабочим веществом в виде
смеси неона с гелием
Спектpы ренгеновских лучей
Ядеpные pеакции
Цепная pеакция
Реакторы
Теpмоядеpные pеакции
Теpмоpеактоp типа "Токамак"
 

Живопись перед первой мировой войной

Кроме того, мы встретимся здесь и с понятием «модернизм», которое целиком относится к XX веку, хотя его истоки восходят к романтизму. Для художника это понятие является своего рода «сигналом», который означает не только право на свободу новаторства в творчестве, но и предполагает постижение смысла своей эпохи и даже преобразование общества посредством искусства.

Ведущим художником группировки фовистов был Анри Матисс (1869—1954) — патриарх основоположников живописи XX века.

Другой представитель группировки фовистов, Жорж Руо (1871—1958) вряд ли согласился бы с определением «экспрессии», данным Матиссом

Самый смелый и неожиданный шаг после фовизма сделал работавший в Германии русский художник Василий Кандинский (1866-1944) — ведущий мастер объединения мюнхенских живописцев «Голубой всадник»

Второе из главных направлений в искусстве — абстракционизм. «Авиньонские девицы» Пикассо.

О зарождении современного абстрактного искусства невозможно говорить, не упоминая Пабло Пикассо.

Аналитический кубизм

Синтетический кубизм. К 1910 году кубизм прочно утвердился как альтернатива фовизму, и к Пикассо присоединился ряд художников, одним из которых был Жорж Брак (1882—1963).

Футуризм. Кубизм изначально был задуман Пикассо и Браком как формальный метод создания изящно уравновешенных произведений в традиционных жанрах натюрморта, портрета и ню

Кубофутуризм зародился в России за несколько лет до Первой мировой войны благодаря тесному общению с ведущими художественными центрами Европы. коммунальные машины

Супрематизм. Первым чисто русским течением в искусстве XX века стал, однако, супрематизм. Сделав один из величайших в истории искусства скачков пространственно-символического воображения, Казимир Малевич (1878—1935) создал свой знаменитый «Черный квадрат»

Фантастическое искусство Третье направление, которое мы называем «fantasy», или фантастическим искусством, имело менее ярко выраженный путь развития, чем два других, так как оно зависит не столько от конкретного стиля, сколько от состояния сознания.

Влияние романтизма наиболее ощутимо в поразительных картина, которые писал в Париже накануне Первой мировой войны Джорджо де Кирико

«Школа мусорного ящика». Что касается Америки, то увлечение новаторскими экспериментами началось не в кружке Стиглица, а в так называемой «школе мусорного ящика» в Нью-Йорке

Живопись периода между мировыми войнами

Абстракционизм После того, как Пикассо перестал строго следовать принципам кубизма, в начале 1920-х годов произошел массовый отход художников от абстрактного искусства.

Самый крайний радикал среди абстракционистов современной эпохи — датский живописец Пит Мондриан

Ужас и боль, вызванные механизированной массовой бойней Первой мировой войны, побудили ряд художников одновременно в Нью-Йорке и Цюрихе начать движение протеста под названием «дада», или «дадаизм», которое распространилось затем на Германию и Францию

Хотя наиболее характерной для дадаистов формой искусства было использование изделий заводского изготовления — «ready-made» , они применяли для своих целей и технику коллажа синтетического кубиз

В сюрреализме было, однако, и гораздо более смелое и творческое ответвление. К нему имеют отношение некоторые работы Пикассо (например, «Три танцовщицы», илл. 433), а самым видным его представителем стал тоже испанец — Хуан Миро (1893—1983)

Экспрессионизм

Наиболее видным художником, отличавшимся верностью натуре и характерным для американского искусства 1920-х годов стала Джорджия О'Киф

Термин «абстрактный экспрессионизм» часто применяется по отношению к стилю живописи, преобладавшему более десяти лет после второй мировой войны. Он возник в Нью-Йорке, частично как реакция художников, озабоченных ядерной угрозой и холодной войной

Наиболее значительным среди художников «живописи действия» стал Джэксон Поллок Ли Краснер (1908—1984) — жена Поллока — всегда писала кистью. Хотя Краснер и Поллок явно влияли друг на друга, она неизменно стремилась к творческой самостоятельности.

Экспрессионизм в Европе Достижения «живописи действия» свидетельствовали, что американское искусство достигло международного уровня. Это движение оказало очень сильное влияние на европейское искусство, в котором тогда не было ничего сопоставимого по художественной мощи и убедительности.

В середине сороковых годов Марк Ротко (1903—1970) работал в манере, заимствованной у Горки.

Поздний абстрактный экспрессионизм Вклад, который внесли в искусство лирические импрессионисты с начала семидесятых годов, оказался почти незамеченным.

В качестве примера их достижений можно привести творчество Уильямса Т. Уильямса

Оп-арт Еще одно направление, которое набирало силу в середине 1950-х годов, получило известность под названием «оп-арт» из-за увлечения его сторонников оптическими эффектами, с учетом физико- психологических особенностей зрительного восприятия.

Главным теоретиком оп-арта, как и его наиболее изобретательным практиком, был венгерский художник Вазарели (род. 1908), живший во Франции Художники еще одной группы, получившей известность в середине пятидесятых годов, заново открыли то, что любители продолжают считать само собой разумеющимся, несмотря на все усилия убедить их в обратном: что картина — это не «плоская, по существу, поверхность, покрытая красками», на чем настаивал Морис Дени, а узнаваемый образ.

Рой Лихтенштейн (род. 1928) ухватился за комиксы или, точнее, за стандартизованную образность традиционных комиксов, прежде всего таких, в которых присутствует динамизм действия и сентиментальная любовь, а не таких, где чувствуется индивидуальность создателя.

Энди Уорхол. Золотая Мерилин Монро. 1962 г. Холст, масло, синтетическая полимерная краска, шелкография. 2,11 х 1,45 м. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Дар Филипа Джонсона

Работы фотореалистов часто отличаются такой визуальной сложностью, которая не уступает самому пристальному наблюдению. Ярким примером фотореализма является картина Дона Эдди (род. 1914) «Новые туфли для Н»

Фотореализм был проявлением всеобщей тенденции возврата к реализму, характерной для американской живописи семидесятых годов. Художники-фотореалисты использовали широкий диапазон сюжетов и технических приемов, от сугубо индивидуальных до самых безличных, в зависимости от видения ими объективной реальности и ее личного восприятия.

Постмодернизм Искусство периода, начавшегося в 1980 году, называют «постмодернизмом». Сам термин неправилен — «модернизм», по его сути, не может устареть просто потому, что обозначает все то, что современно. Тем не менее, понятие «постмодернизм» отражает парадоксальную сущность этого направления, в котором заложено это несоответствие.

Итальянский художник Франческо Клементе (род. 1952) во многих отношениях является типичным представителем своего поколения. Участие в итальянском художественном движении «Бедное искусство» («Arte Potera») помогло ему найти собственный, выразительный неоэкспресси онистский стиль

Немецкий художник Ансельм Кифер (род. 1945) является прямым наследником традиций северного экспрессионизма

Три рассмотренные нами основные направления послевоенной живописи — экспрессионизм, абстракционизм и фантастическое искусство — представлены и в скульптуре. Однако здесь их эволюция протекала иначе.

Хотя живопись была богаче и разнообразнее, скульптура нередко оспаривала ее первенство, часто идя собственным, независимым «Первозданность» Бранкузи положила начало новой скульптурной традиции, которая не иссякла до наших дней. Она пришлась особенно по вкусу английским скульпторам, как это видно на примере ранних работ Генри Мура

Барбара Хэпуорт (1903—1975) — долгое время самая заметная среди женщин-скульпторов нового времени — в начале тридцатых годов тесно сотрудничала с Муром.

Другие скульпторы первого десятилетия XX века для решения проблем телесно-пространственных отношений использовали арсенал формальных средств кубизма.

Ввиду вынужденного прекращения художественных контактов с Европой во время Первой мировой войны, конструктивизм стал формой чисто русского искусства, на которое мало повлияло даже возвращение на родину таких крупных мастеров, как Кандинский или Шагал

Дюшан ставил на изделиях массового производства, таких как полки для бутылок или лопаты для уборки снега, свою подпись, давал им неожиданные, дерзкие названия и выставлял как произведения искусства.

Сюрреализм способствовал раскрытию поразительного скульптурного воображения

Скульптура после 1945 года

Первичные структуры и скульптура окружающей среды Часто создатели такой скульптуры ограничиваются ролью дизайнера и не участвуют в изготовлении, чтобы подчеркнуть безличность и возможность повторения их произведения Столкнувшись с этим творческим тупиком, некоторые художники стали отходить от минимализма, хотя и не отвергали его совсем.

Ведущим скульптором этого направления, которое называют «постминимализмом», чтобы подчеркнуть его зависимость от прежнего стиля, стал Джоэль Шапиро

Несомненно, что первичные структуры крупного масштаба являются памятниками

Наилучшим местом для воплощения так называемой «скульптуры окружающей среды» является сама земля, так как она позволяет автору преодолеть ограниченность человеческих масштабов.

Первым «ассамбляж» создал еще в середине пятидесятых годов Роберт Раушенберг

Хотя работы Луизы Невелсон (1900— 1988) почти всегда выполнены из дерева, их следует относить к «ассамбляжам», а при монументальности исполнения они становятся «инвайронментами». Успех Невелсон вдохновил на занятие скульптурой других американок.

Барбара Чейз-Рибу (род. 1939) — лауреат одного из конкурсов: живущая ныне в Париже, принадлежит к тому поколению выдающихся темнокожих женщин, которые внесли свой заметный вклад в различные виды искусства Джордж Сегал (род. 1924) создает трехмерные работы в натуральную величину, изображая предметы и людей в их повседневной обстановке.

«Инсталляции» Джуди Пфафф (род. 1946) можно сравнить с экзотическими интерьерными пейзажами.

Концептуальное искусство У концептуального искусства тот же «святой покровитель», что и у поп-арта — Марсель Дюшан. Оно возникло в 19б0-е годы из поставленных Алэном Карпоу «хэппенингов», в которых само событие становилось искусством. Концептуальное искусство еще более радикально, чем поп-арт, оспаривает наше определение искусства, настаивая на том, что искусством является скачок воображения

Искусство «перформанса» Хотя происхождение искусства «перформанса», возникшего в первые десятилетия нашего века, было связано с историей театра, однако в той его форме, которая сложилась в семидесятые годы, элементы хэппенинга и концептуального искусства сочетаются с инсталляциями.

Архитектура XX века Технические и эстетические основания подлинно современной архитектуры были заложены накануне первой мировой войны. Для значительной части архитекторов нашего столетия характерен отказ от самодовлеющей декоративности.

Творчество Фрэнка Ллойда Райта получило настоящее признание в Европе к 1914 году.

Интернациональный стиль Раннее творчество Корбюзье. Во Франции наиболее выдающимся представителем интернационального стиля в 1920-е годы был архитектор Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Каннерэ, 1886—1965), родом из Швейцарии

Одним из первых порвал со сложившейся традицией финский архитектор Алвар Аалто (1898—1976), чья вилла Майреа воспринимается при беглом взгляде как творческий спор с построенной за десять лет до этого виллой Савой Ле Корбюзье

Послевоенная архитектура Мис ван дер Роэ. Америка, несмотря на свое ведущее положение на первом этапе, не приняла участия в том бурном развитии, которое происходило в 1920-е годы в европейской

Городская планировка

Постмодернизм Опирающийся на радикальные социальные теории постмодернизм, как это подразумевается уже в самом его обманчивом названии — представляет собой решительное отрицание основного русла развития архитектуры XX столетия

Центр Помпиду представляет собой реакцию против интернационального стиля без отказа от присущего ему функционализма.

Деконструктивизм Если в историзме используется только внешняя декоративность интернационального стиля, то деконструктивизм — еще одно направление, набравшее силу после 1980 года,— идет гораздо дальше в своем отрицании его сущности.

Серьезные попытки модернизировать архитектуру относятся примерно к 1800 годам. В основе их лежала необходимость увязать идеи Уильяма Морриса, а также искания в области промышленной эстетики, начавшиеся за пятнадцать лет до этого,— с использованием новых строительных материалов и т.д. Между тем, в Европе господство возрожденных стилей было подорвано движением, которое теперь принято именовать по-французски «Ар Нуво», хотя в других странах оно известно и под иными названиями.

Документальная фотография Во второй половине XIX столетия большую роль в общественном движении, которое стремилось привлечь внимание публики к вопиющим проблемам бедноты, играла пресса. Благодаря фоторепортажам, рассказывавшим о человеческих судьбах, фотокамера сделалась великим оружием реформ

Пиктореализм Суровый выбор тем и реализм документальной фотографии не оказали почти никакого влияния на искусство, да и среди самих фотографов многие презирали репортаж

Идеальную красоту страстно прославляла в своих фотографиях Джулия Маргарет Камерон (1815—1879

В той же мере неприемлемым для них было творчество реалистов и постимпрессионистов, достигшее тогда своего расцвета. Участники этого движения рассматривали фотографию, как искусство для искусства, что больше всего сближало их с эстетикой Эдвард Мэйбридж.

«Полуобнаженная женщина в движении» из книги «Человек и животные в движении», т. 2, табл. 271. 1887 г. Дом Джорджа Истмена. Рочестер.

В XIX веке фотография вела борьбу за право называться искусством, однако ей не удавалось достичь признания своей художественной самостоятельности.

Фотография XX векаРаботы Атже отмечены изысканной напряженностью и техническим совершенством, усиливающими скрытые черты реальности — этим и объясняется необычность звучания самых

Эжен Атже. Пруд. Версаль. 1924 г. Белково-серебряный фотоотпечаток. 18 х 24 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Собрание Эббот-Леви. Частично дар Ширли К. Бурден

Такой «прямой», непосредственный способ фотографии создает обманчивое представление простоты — в созданном образе явно отразились переживания самого Стиглица

Непосредственная съемка Стиглица заложила основы для формирования американской школы фотоискусства

Концепция Стиглица, выраженная в «Эквивалентах», проложила дорогу «чистой» фотографии как альтернативе непосредственной фотографии. Ведущим мастером этого направления стал Эдвард Вестон

Стиглиц был среди первых фотографов небоскребов — новой архитектуры, которая со временем стала преобладать в силуэтах растущих американских городов.

О природе Гарлемского возрождения, расцвет которого пришелся на двадцатые годы (см. стр. 446), темнокожие критики горячо спорили уже в то время. Если достижения Гарлемского возрождения в литературе не вызывают сомнений, то что касается визуальных искусств, успехи были скромнее, и наиболее значимым часто считают фотоискусство Джеймса ван

Героический период фотографии Период 1930—1945 годов можно назвать героическим этапом в истории фотографии, так как фотографы принимали активное участие в освещении трагических событий эпохи.

Фантазия и абстракция «Обезличенность» — то самое свойство фотографии, которое мешало многим критикам принять ее за искусство,— стало восприниматься как достоинство в двадцатые годы

Вскоре фотомонтажи стали использоваться и в отличающихся композиционной продуманностью плакатах

Фотография после 1945 года Для послевоенной фотографии, особенно американской, характерно увлечение в течение двух последующих десятилетий абстракцией. Близко подошел к воссозданию духа абстрактного экспрессионизма Майнор Уайт (1908—1976), на которого сильнейшее влияние оказала концепция «Эквивалента» Стиглица.

Фантастическое направление постепенно вновь заявило о себе по обе стороны Атлантики в середине пятидесятых годов. Для достижения необычных визуальных эффектов фотографы прибегали сначала к специальным линзам, насадкам и фильтрам, иногда преображая действительность буквально до неузнаваемости

В последнее время новые возможности фотографии по расширению нашего видения продемонстрировали, что не удивительно, именно художники. Фотоколлажи, которые английский художник Дэвид Хокни (род. 1937) создает с 1982 года, производят впечатление откровения тем, что в них преодолевается традиционная ограниченность целостного образа с определенным временем и местом действия путем максимально точного воссоздания того, как на самом деле происходит процесс смотрения.